А чтобы это время не было потрачено зря, пригрозили повышенным экологическим собором с 2025 года
Ежегодно в России образуется более 60 миллионов тонн твёрдых коммунальных отходов. Вывоз и утилизацию такого мусора сегодня по факту оплачивают потребители. При этом производители товаров остаются в стороне. Решить проблему должна была реформа расширенной ответственности производителей, которая предполагает поэтапное увеличение объёмов утилизации твёрдых отходов и упаковки теми, кто их производит и продаёт. Реформа должна была стартовать с 1 января 2022 года, но уже в декабре 21-го стало понятно: изменений не случится. В конце года это подтвердили и в Правительстве. К обсуждению реформы власти вернуться в 2022 году, а запустить её планируют с 2023 года, говорится в сообщении, размещенном на сайте кабмина 30 декабря.
Реформу запустят с 2023 года
Как следует из текста сообщения, Правительство в соответствии с поручением президента подготовило редакцию законопроекта о расширенной ответственности производителей и импортёров товаров и упаковки (РОП). Она предполагает «достижение полного баланса между выпускаемой в оборот упаковкой и её утилизацией» — то есть, со временем все 100 процентов выпускаемой упаковки должны утилизироваться теми, кто её и делает.
Весь вопрос в сроках, когда начнут действовать новые нормы. Ранее предполагалось, что поэтапное увеличение нормативов утилизации упаковки запустят с 2022 года. Но против реформы выступили Минэкономразвития, Минсельхоз, Минпромторг, а также сами производители. Главный аргумент — в стране нет достаточного количества мощностей для переработки таких отходов.
В итоге в Минприроды, которое и отвечает за реформу, согласились: «При отсутствии необходимых мощностей введение полной ответственности по всем видам товаров признано преждевременным», — говорится в сообщении. Поэтому постепенное увеличение нормативов утилизации для всех видов товаров, за исключением упаковки, не менее 10 процентов ежегодно начнётся с 2023 года.
А чтобы производители не потратили в пустую ещё один год, также сообщается, что «в случае не достижения норматива утилизации сумма экологического сбора, подлежащая уплате, должна рассчитываться исходя из разницы между нормативом утилизации и достигнутым объёмом утилизации отходов» — иными словами экологический сбор вырастет.
Что лежит в мусорном ведре
«Именно упаковка — это наиболее быстро образующийся отход, занимающий 50 процентов нашего мусорного ведра, — рассказал «Парламентской газете» депутат Госдумы Николай Валуев. — 5 минут, чтобы донести до дома, секунда, чтобы выбросить, а дальше — сотни лет на свалке».
Перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке, утверждает Правительство России. Сейчас это 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и компьютерной техники и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Именно эти товары и упаковки производитель должен собирать и утилизировать. Делать это можно самостоятельно либо с помощью профильных компаний-утилизаторов, которых нанимают для грязной работы.
Впрочем, производители могут и вовсе не утилизировать упаковки и товары, если они платят экологический сбор. Его размер равен ставке экологического сбора (СЭС), умноженной на количество товаров, которые необходимо утилизировать.
В 2021 году СЭС составляла, например, для бумаги и картона гофрированного, а также тары из гофрированной бумаги 2 378 рублей за тонну. А для мониторов, приемников и телевизоров — 26 469 рублей.
Ропоты о РОПе
Расширенная ответственность производителей начала действовать в России ещё в 2015 году, но с тех пор так и не заработала в полную силу, признают власти. Так, например, в 2020 году отчетность об утилизации товаров или упаковки в рамках РОП сдали только 20 тысяч компаний из примерно четырёх миллионов, следует из данных Росприроднадзора.
Не лучше обстоят дела и с экологическим сбором. По данным зампреда Правительства Виктории Абрамченко, в 2020 году население заплатило за вывоз мусора 180 миллиардов рублей, в то время как от производителей в бюджет поступило всего лишь 3 миллиарда.
То есть, по факту утилизацию отходов в стране по-прежнему оплачивает население, отмечают эксперты. Эта нагрузка на граждан ещё увеличилась с началом мусорной реформы. В большинстве регионов её запустили с 2019 года, а в трёх городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — начнут с 1 января 2022 года.
Правда и мифы об отходах
Без увеличения ответственности производителей поставленной задачи по сбору и переработке отходов просто не выполнить, говорят эксперты. С этим согласны и в Правительстве. Там прокомментировали аргументы против реформы: «Не стоит пугать потребителей повышением цен или пустыми полками, для этого нет предпосылок», — говорится в сообщении кабмина.
«Удорожание продукции — самый действенный аргумент, который легко будоражит мало просвещенную общественность, — прокомментировал «Парламентской газете» подобные заявления депутат Николай Валуев. — В действительности же — это миф, запущенный производителями для создания клуба единомышленников по сопротивлению реформе РОП».
«По подсчетам Минэкономразвития, удорожание товаров будет в пределах 0,5-1 рубля при введении 100% норматива утилизации. При этом сами производители никаких данных не предоставляли», — сообщил он.
Ещё одна причина, которой эксперты объясняют отложенный РОП, — коронавирус. Об этом «Парламентской газете» рассказала зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елена Зленко.
«Внедрение этого института в самый разгар пандемии COVID-19, может повлечь серьезные негативные последствия для экономики государства в виде резкого сокращения товарооборота, нарушения функционирования всей товаропроводящей цепи», — отметила сенатор.
Сейчас законодатели изучают опыт зарубежных стран, которые ввели РОП до пандемии, чтобы учесть все моменты и подготовить качественный документ, который бы учитывал интересы всех сторон, рассказала Зленко.
А как у них?
Главная причина, которая тормозит движение мусорной реформы — Россия слишком поздно задумалась, что делать с мусором. При этом большой опыт работы с отходами уже накоплен во многих странах, отмечают эксперты и советуют к нему присмотреться.
«Система расширенной ответственности производителя давно и эффективно работает в развитых странах. Это цивилизованный подход и необходимый элемент экологической госполитики», — сказал нашему изданию председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.
Например, в Китае в 2020 году приняли закон об отходах, в котором указывается, что компании, производящие, продающие или импортирующие товары и упаковку из обязательного списка переработки, обязаны обеспечить рециклинг своих товаров и упаковки, рассказала Елена Зленко, которая изучала иностранный опыт.
В Казахстане в 2016 году действие РОП было распространено на автотранспортные средства и автокомпоненты (шины, аккумуляторы, масла и спец. жидкости), с 2017 года под РОП попали бумажная, картонная, металлическая, стеклянная, пластиковая и комбинированная упаковки, а с 2019 года РОП распространили на сельскохозтехнику (тракторы и комбайны).
«В итоге, переработка в Казахстане выросла с 2% в 2016 году до 14% в 2018 году», — сказала Зленко.
Десятилетия практики РОП подтвердили — механизм позволяет обеспечивать эффективность обращения с отходами, заявила эксперт. С ней согласен и депутат Валуев.
«В Европейских странах-первопроходцах по внедрению РОП именно благодаря этому институту и зародилась отрасль переработки», — отметил он. Например, Беларусь запустила механизм в 2012 году и на протяжении 8 лет собирала деньги для строительства объектов по обращению с отходами.
Эксперты также напомнили, что большой опыт работы с отходами был и у нашей страны в период СССР. Это сбор макулатуры в школах, пункты приема вторично сырья, оборотная тара для жидкостей. Кроме того, пора задуматься о поэтапном отказе от одноразовых предметов.
Ещё материалы: Николай Валуев