Это поможет отечественным производителям и пополнить бюджет
Сейчас на прилавках магазинов около 60 процентов вин — российские: втрое больше, чем 25 лет назад. Но власти не намерены останавливаться на достигнутом и обсуждают, как ещё поддержать отечественных виноделов.
Стали делать больше
Рынок российских вин показывает долгосрочный тренд роста с 2020 года, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов (Единая Россия). «По оценкам винных ритейлеров, за это время импорт снизился с 64 до 46 процентов, — отметил депутат. — Значительную долю импорта замещают российские производители».
Так, по данным Минсельхоза, в первом квартале 2021 года объём выпуска российских вин вырос на 6 процентов. При этом в Севастопольском крае вина стали делать больше сразу на 38 процентов, а в Крыму — на треть. Этому во многом способствовали закон о виноградарстве и виноделии, который запрещает использовать импортный виноматериал в производстве отечественных вин, и предусмотренная им поддержка отрасли.
Так, только за четыре года на частичную компенсацию затрат на закладку и уход за виноградниками государство выделило более 7,5 миллиарда рублей. В итоге только в первом квартале 2021 года в России заложили около тысячи новых виноградников.
Социальный бизнес
Но пока потребитель не привыкнет покупать российские вина, все остальные меры останутся малоэффективными. Поэтому заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов (ЛДПР) предложил увеличить время продажи российского вина в магазинах на два часа.
«Я бы на час раньше начинал и на час позже заканчивал продажу любого российского вина, сделанного из российского винограда, или шире — винограда, выращенного на территории стран Евразийского экономического союза», — сказал он «Парламентской газете».
При этом Наумов отметил, что производитель и торговая сеть, которые получают дополнительный оборот за счёт лишнего времени продажи, могли бы вкладывать часть прибыли, например, в просветительские программы для подростков, пропагандирующие здоровый образ жизни.
«Было бы также здорово, если бы производители и сети вместе через фонды поощряли тех участковых, которые активно выявляют и нейтрализуют производителей и продавцов контрабандной продукции», — предложил депутат.
Закону не противоречит
Продление торговли российскими винами могло бы способствовать изменению традиционного спроса на алкоголь в сторону более легких напитков, а также повысило бы инвестиционную привлекательность виноделия, оценили предложение в Союзе потребителей России. Тем более, что закону это не противоречит, отметили там.
«Федеральный закон сегодня не позволяет продавать потребителям какую-либо алкогольную продукцию с 23 часов до 8 часов по местному времени, но он даёт право органам власти субъектов устанавливать дополнительные ограничения времени продаж», — напомнил председатель организации Пётр Шелищ.
Так, например, если в Москве алкоголь продают с 8:00 до 23:00, то в Туле — с 14:00 до 22:00. И там местные власти могли бы сократить «трезвые часы» целенаправленно под продажу российских вин, отметили эксперты. «Потому что ограничения необязательно должны быть общими для всех видов алкоголя, они могут быть и избирательными, в том числе дающими преимущество винам», — сказал Шелищ «Парламентской газете».
Но ущемляет конкуренцию и вредит здоровью
Впрочем, не все эксперты однозначно поддерживают такое предложение. «Инициатива интересная, но она ущемляет права других хозяйствующих субъектов, — считает Сергей Алтухов. — Поэтому подходить к этому вопросу надо взвешенно и осторожно. Считаю, правильным было бы дать право регионам определять не только ограничения по временным рамкам и местам, но и по виду продукции».
Например, производители вина в Краснодарском крае просят сдвинуть утреннее время продажи вина на три часа, так как экскурсии на винодельни проходят, как правило, в первой половине дня, рассказал депутат. «Но при этом по окончанию экскурсии легально вы не сможете приобрести продукцию до 11 часов. Зато рядом будут стоять машины с открытым багажником, где с существенной наценкой можно будет купить то же самое вино», — сказал Алтухов.
В этом случае мера оправданная, она увеличит туристический поток, повысит доходы виноделов, а, соответственно, и налоговые отчисления, отметил депутат
А заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина сомневается, что такая мера будет способствовать именно рекламе и продвижению российского вина. «Человек, который хочет выпить с утра, найдёт, как это сделать, — отметила она. — Что же касается продвижения вина, его надо осуществлять за счёт качества и конкурентной цены, а не за счёт лишних часов продаж».
Стратегическая задача государства — сбережение своего народа, прокомментировал предложение об увеличении времени продажи российского алкоголя депутат Госдумы VI и VII созывов психиатр-нарколог Николай Говорин. «Именно на это и были направлены ограничения продаж алкоголя, которые принимались ранее, — сказал он «Парламентской газете». — Рассматривать алкоголь только как источник дохода нельзя. Потому что это вопрос здоровья и жизни наших граждан».
Продажи в Интернете и дегустации
Есть и другие идеи, как продвигать российское вино на отечественном рынке. Например, Сергей Алтухов предложил более активно задействовать для этого интернет-площадки. «Для этого нужно легализовать механизм торговли алкоголем через Интернет, чтобы ритейлеры не прибегали к серым схемам. В то же время необходимо оградить потребителя от контрафактной продукции, которая будет приобретаться таким способом», — отметил депутат.
Важно также не допустить продажу таким способом алкоголя несовершеннолетним и соблюдать временные ограничения при интернет-торговле, сказал депутат.
«Данную инициативу обязательно обсудим на ближайшем экспертном совете по совершенствованию законодательства в сфере регулирования производства и оборота алкогольной и табачной продукции при Комитете Государственной Думы по экономической политике», — отметил депутат.
Он также напомнил, что с 2022 года в России уже разрешены ярмарки вина с дегустацией, что станет мощным стимулом для производителей найти нового потребителя и нарастить производство. Кроме того, для таких мероприятий, как ярмарки, отменили запрет на рекламу. «Это правильный вектор для популяризации среди специалистов и ценителей», — отметил Алтухов.
«Возможно, стоит сделать поправки и для специализированных изданий. Популяризация вина может повысить узнаваемость брендов и будет содействовать развитию винного туризма», — предположил депутат.
Ещё материалы: Сергей Алтухов , Татьяна Соломатина