Производители алкоголя и рестораторы направили во вторник, 8 февраля 2022 года, на имя премьер-министра Михаила Мишустина коллективное письмо, в котором попросили исключить введение маркировки «Честный знак» в алкогольной отрасли. Среди подписантов письма — гендиректор ассоциации «Комитет производителей алкогольной продукции» Елена Суслова-Новожилова, вице-президент «Опоры России» и президент Simple Group Максим Каширин, президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Документ есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. В пресс-службе правительства сообщили, что пока письмо в аппарат правительства не поступало.
Предложение Минпромторга о проведении эксперимента по маркировке отдельных видов алкогольной продукции с 1 июня 2022 года по 31 августа 2023 года содержится в проекте постановления правительства, опубликованном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Министерство предлагать маркировать, в частности, натуральные виноградные вина (том числе крепленые), вермуты, игристые и неигристые напитки с фактической концентрацией спирта более 7%, спиртовые настойки, ликеры. Оператором системы маркировки в рамках эксперимента предложено утвердить Центр развития перспективных технологий, который уже маркирует помимо прочего табачную и молочную продукцию, обувь, шубы и парфюмерию.
В обращении к Мишустину участники алкогольного рынка напомнили, что их продукция за исключением пива и пивных напитков уже маркируется специальными федеральными марками и фиксируется в ЕГАИС — Единой государственной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Введение дополнительной маркировки, уверены авторы письма, значительно увеличит нагрузку на производителей и импортеров алкогольной продукции, что приведет к росту цен. А это в свою очередь заставит потребителей искать дешевые заменители алкоголя на нелегальном рынке.
По данным экспертов центра развития потребительского рынка московской школы управления «Сколково», в 2020 году доля нелегального крепкого алкоголя оценивалась в 30–40%, пивоваренной продукции — в 4–7%, винодельческой продукции — в 0,5%. При этом в структуре потребления (измеряемом в литрах чистого спирта) лидирует крепкий алкоголь — 45,3%, около 40% приходится на пиво и пивные напитки, 13,5% — на вина и 1,2% на прочие слабоалкогольные напитки.
Легальный алкоголь находится в острой конкуренции с нелегальным и любое повышение цен очень чувствительно, указал в беседе с РБК Косарев. Он напомнил о драматическом падении потребления легального алкоголя — с 103 млн до 63 млн дал водки — в 2015 году после двукратного роста акциза.
«ЕГАИС полностью решает вопрос прослеживаемости и легальности для всех видов алкоголя кроме пива, — настаивает Косарев. — Кроме того, существует вопрос эффективности маркировки. В недавнем докладе Счетной палаты аудитор Андрей Батуркин приводил данные, что из 11,1 млрд кодов выданных 2020 году на сигареты для маркировки их количество со статусом «код вышел из оборота» составило только 5,6 млрд». По мнению Косарева, эти данные говорят о том, что проблема нелегального оборота потребительских товаров упирается в то, что магазины просто не используют контрольно-кассовую технику и решить проблему нелегального оборота в таких условиях «Честному знаку» не под силу.
Заявления о дороговизне маркировки, не подкрепленные реальными расчетами, стали уже доброй традицией у отраслевых союзов в разных секторах, заявил РБК, в свою очередь, представитель Центра развития перспективных технологий. Он уверяет, что для участников алкогольной отрасли практически ничего не изменится — цифровой код маркировки будет располагаться на бумажной марке, которую производители уже наносят на свою продукцию, новых затрат не возникнет, а дублирования систем не произойдет, поскольку «Честный знак» будет интегрирован с ЕГАИС.
Отсутствие заметных затрат на маркировку, как в алкогольной, так и в других отраслях, подтверждается тем, что это не приводит к росту цен на товары, который мог бы быть заметен покупателям, настаивает представитель Центра развития перспективных технологий. «Этого не произошло ни в одной отрасли, где маркировка внедрена — от молочной до фармацевтической промышленности. При этом система приводит к заметному обелению рынков», — объясняет собеседник РБК.
Автор: РБК