Владелец одного из крупнейших производителей молочных продуктов «Молвест» (бренды «Вкуснотеево», «Нежный возраст» и «Фруате»), депутат Госдумы Аркадий Пономарев допускает введение регулирования цен на продукты в России при условии, что это не приведет к уходу продуктов с полок магазинов. Одним из способов сохранить продукты на полке в СССР была продажа меньшими порциями и в менее удобной для потребителей упаковке, рассказал Пономарев в интервью РБК.
Сейчас власти предлагают ограничивать наценку на базовые продукты, но рынок уже установил для потребителя возможность их покупать, поэтому регулировать лучше продукты неповседневного спроса, полагает Пономарев. «Наценку лучше регулировать в тяжелых, «молокоемких» продуктах — к примеру, сыр или сливочное масло, чтобы люди тоже имели возможность это покупать, потому что это необходимый продукт. Масло стоит, условно говоря, там 200 руб., торговые сети наценивают 25–30, а иные 40%», — объясняет собеседник РБК.
Как власти регулируют цены на продукты
Сейчас государство следит за ценами на 24 продукта из утвержденного правительством перечня социально значимых товаров, в который входят, в частности, хлеб, пшеничная мука, молоко, яйца, сахар, соль, некоторые виды мяса. Если какой-то из этих продуктов за последние 60 дней подорожал в рознице на территории по крайней мере одного российского региона на 10% и более, для него могут установить предельные цены.
В начале марта замсекретаря генсовета «Единой России», депутат Госдумы Александр Хинштейн заявлял, что профильные комитеты Госдумы готовы внести предложения по госрегулированию цен на более широкий перечень товаров — продукты питания, лекарства, детские товары, бытовую химию, товары для животных и другую продукцию. Но проект так и не был внесен.
Государство не планирует вводить ручное регулирование цен, но должно «предусмотреть такие условия, чтобы рыночные механизмы сами обеспечивали такое сбалансированное регулирование цен на рынке продовольствия», заявляла в конце марта курирующая АПК вице-премьер Виктория Абрамченко.
Точечное регулирование цен «навредит», как было в случае с сахаром, на который в марте 2022 года возник ажиотажный спрос, предупреждает Пономарев. Тогда ряд торговых сетей столкнулись с нехваткой сахара и некоторых других продуктов с длительным сроком годности. Некоторые сети, например «Ашан», вводили лимиты на продажу продукции, которая пользовалась наибольшим спросом, продавая в одни руки не более 10 кг сахара. В Минпромторге дефицит продукции, впрочем, исключали, а возможное отсутствие товаров на полках магазинов объясняли перестройкой логистики и действиями перекупщиков. В министерстве рассказывали, что в ряде регионов были случаи, когда посетители магазинов покупали социально значимые продукты в очевидно большем, чем нужно для частного потребления, объеме — до нескольких тонн — для последующей перепродажи.
В ФАС ситуацию объясняли действиями недобросовестных поставщиков, которые, по мнению ведомства, целенаправленно подогревали потребительский спрос: служба инициировала проверку в отношении пяти крупнейших дистрибьюторов. В конце марта ФАС завела дело против крупнейшего российского производителя сахара — компании «Продимекс», которая, впрочем, с выводами службы не согласилась, назвав свою долю в поставках сахара в торговые сети незначительной.
«Когда начали об этом шуметь, обыкновенный бизнес скупил и продал через «Авито». Ну нельзя создавать ажиотажный спрос. Расфасуйте сахар по кулечкам 20–30 г, никто не будет их покупать и в запасы складировать», — указал в интервью РБК владелец «Молвеста».
Такой механизм регулирования, предполагавший снижение объемов упаковки, по словам Пономарева, применялся в СССР: «Если что-то подобное происходило, все делалось дозами. Убрать песок, перевести в рафинад, уменьшить расфасовку. Да, поднимется цена, потому что это более технологично, но товар на полке будет всегда».
Другой вариант — менее удобная для потребителей упаковка, которая в СССР всегда позволяла сделать так, чтобы молочные продукты были на полке. «Когда в Советском Союзе не хватало молочной продукции, но молоко должно было быть на полке, решение было такое: все, что в магазине, должно быть в бутылке. Человек шесть бутылок молока никогда покупать не будет, а пакетов сколько угодно можно накидать в сумку. Это не так удобно для покупателя, но мы возвращаемся к тому, что идет экономическая война», — добавляет владелец «Молвеста». К тому же потребителям, по его словам, интереснее свежая молочная продукция, в то время как многослойная упаковка Tetra Pak, обеспечивающая длительные сроки хранения, ведет к удорожанию продукции: такая упаковка стоит около 17 руб. в цене молока, если не больше, — разница в себестоимости с бутылкой или однослойной упаковкой составляет около 30%.
В Минпромторге РБК в понедельник, 18 апреля, сообщили, что социально значимые продовольственные и непродовольственные товары присутствуют сейчас на рынке «в достаточном количестве», речи о введении регулирования цен на товары не повседневного спроса нет. При этом производители, конечно, могут менять объем и параметры упаковки, но в соответствии со всеми санитарно-эпидемиологическими нормами, добавляет представитель Минпромторга.
Автор: РБК