Стратегии работы в кризис и способы адаптации к новой реальности обсудили на XIII «Молочных сессиях»
Первые последствия новой волны санкций и связанные с ней изменения на молочном рынке, способы адаптации к новой экономической реальности и антикризисные стратегии развития бизнеса обсудили эксперты и лидеры отрасли в ходе тринадцатого заседания «Молочных сессий», которое прошло 7 апреля в Москве.
Организаторами мероприятия выступили Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) и информационное агентство Milknews. Официальным спонсором XIII «Молочных сессий» стала компания Kieselmann Rus. Спонсорами — компании Basson, KEMIN, Pavlov и ГК «ВИК».
Генеральный директор Союзмолоко Артем Белов рассказал о новых условиях функционирования и развития молочной отрасли и обозначил основные вызовы, с которым столкнулся рынок.
«К концу 2021 года молочная отрасль сохранила положительный вектор развития. Восстановление доходности в сырье, ослабление зависимости от импорта, активная экспортная деятельность на фоне не снижающегося внутреннего спроса должны были стать драйверами дальнейшего развития отрасли в среднесрочной перспективе. Однако осложнение внешнеполитической и экономической ситуации нарушило сложившиеся бизнес-процессы на внутреннем российском рынке молока и молочной продукции, повлекло за собой девальвацию рубля и ограничение присутствия России в мировых экономических цепочках», — отметил эксперт.
Среди новых вызовов молочной отрасли в нынешних условиях глава Союзмолоко назвал снижение экономической доступности продовольствия (в том числе молочной продукции) из-за повышения себестоимости, снижение доступности импортируемых пищевых ингредиентов для производства готовой продукции, ключевых видов упаковки и ее компонентов, средств производства (в том числе оборудования и техники) и осложнение внешнеторговых финансовых операций.
«Девальвация, осложнение логистики, ускоренная инфляция и другие факторы повлекли повышение операционных затрат в сырьевом и перерабатывающем секторах. Союзмолоко разработал несколько сценариев развития с прогнозом динамики себестоимости в сырьевом и перерабатывающем секторах молочной отрасли в зависимости от возможных изменений ключевых макроэкономических факторов — курса валюты и уровня инфляции: операционная себестоимость производства и переработки молока при курсе 110 рублей за доллар может увеличиться до 22-25%», — сказал Артем Белов.
При этом он отметил, что осложнение внешней торговли с Россией, ограничение доступа к энергетическим ресурсам и минеральным удобрениям повлечет за собой дальнейший рост мировых цен в агропродовольственном секторе. «Сохранение низких или отрицательных темпов наращивания производства молока в 2022 году в ключевых странах-экспортерах из-за роста себестоимости при повышенном потребительском спросе окажет поддержку ценам и конкурентоспособности российской молочной продукции на мировом рынке», — считает эксперт.
Коммерческий директор ООО «Аутспан Интернешнл» (OLAM) Андрей Антонов рассказал о ситуации на мировом молочном рынке, отметив снижение производства сырого молока в Новой Зеландии, странах ЕС и США, что опосредованно влияет и на российский рынок.
Директор по продажам продукции животноводства «ЭкоНивы» Вячеслав Простяков рассказал, что компания не фиксирует ажиотажного спроса на сырое молоко, при этом планирует остаться в текущих объемах его производства. При этом он спрогнозировал, что давление на цены на сырое молоко к IV кварталу 2022 года будет максимальным.
Генеральный директор ОАО «Карат» Евгений Гребнев спрогнозировал неизбежное снижение потребления молочной продукции в текущих условиях. А директор по развитию ГК «Фудлэнд» Андрей Дахнович отметил, что определяющим фактором в дальнейшем развитии отрасли будет то, как покупатель будет выбирать себе продуктовую корзину.
Во второй части встречи участники обсудили антикризисные стратегии развития отрасли в текущей ситуации. В частности этому был посвящен доклад генерального директора Streda Consulting Алексея Груздева. Он рассказал, на что молочным компаниям стоит обращать внимание в первую очередь. «Более-менее «прозрачной» ситуация станет к концу апреля, но уже очевидно, что спрос упадет, количество SKU на полке сократится, а доля СТМ резко вырастет», — отметил в частности эксперт.
Вице-президент по корпоративным отношениям PepsiCo в России и СНГ Марина Балабанова рассказала о текущих молочных трендах, отметив что в нынешней ситуации остается актуальным тренд на увеличение домашнего потребления молочной продукции из-за экономических факторов и снижение доли поставок в сегмент HoReCa, в зону риска попадает категория «современной» молочной продукции и сыров.
В заключение глава Союзмолоко Артем Белов подробно рассказал о том, какие меры предпринимает государство для поддержки молочной отрасли в текущих условиях, а также о том, как обстоят дела со снижением административных барьеров.
В конференции приняли участие 80 руководителей предприятий молочного сектора, еще порядка 50 представителей сектора следили за онлайн-трансляцией мероприятия.
Следующее 14-ое заседание «Молочных сессий» пройдет 8 сентября 2022 года.
Регистрация и подробности будут доступны на официальном сайте конференции http://sessions.milknews.ru/