В России развернут сеть оптовых рынков — РИА Новости, 03.05.2022

Вторник, 03 мая 2022, 08:21
МОСКВА, 3 мая — РИА Новости, Наталья Дембинская. Наступающий сезон пикников обойдется россиянам как минимум на треть дороже, чем раньше. Мясо и овощи заметно подорожали. Власти надеются улучшить ситуацию созданием сети продуктовых рынков по всей стране — оптовых, где можно будет закупиться и в розницу, причем намного дешевле, чем в ретейле. Как это собираются организовать и в чем отличие от обычных ярмарок — в материале РИА Новости.

Не всем по карману

По расчетам ресурса «Чек индекс», анализирующего данные с 1,1 миллиона кассовых аппаратов, апрельский «индекс шашлыка» относительно прошлогоднего увеличился на 31%. Изучив продажи маринованного мяса, шампуров, мангала, угля и средств для розжига, эксперты установили: средний чек за «шашлычный набор» достиг 2484 рубля (было 1901).
Подорожали и овощи. С января капуста в среднем — на 85%, лук — 68, морковь — 55, помидоры — 48, свекла — 47, картофель — 21. Яблоки прибавили 23%, бананы — 48. Подешевели только огурцы — на 4,61%. Их производство значительно выросло, к тому же они почти полностью отечественные.
«Ковидная» продовольственная инфляция ускорилась из-за конфликта на Украине и антироссийских санкций. Из-за перебоев в поставках и ограничений экспорта продукты в России и мире продолжают дорожать. По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН, в марте цены побили рекорд. Некоторые страны вообще оказались на грани катастрофы — грозит голод.
Власти предпринимают срочные меры: ограничивают продажи, чтобы избежать ажиотажного спроса и избавиться от перекупщиков, запрещают экспорт. В России, помимо этого, хотят создать сеть оптовых продовольственных рынков. По утвержденной концепции они появятся во всех крупных городах.

«Руспродсоюз» сообщил о подорожании шашлыка

Товарная биржа

Как объяснил РИА Новости Кирилл Страхов, президент Фонда развития городского самоуправления «1870» (Санкт-Петербург), это решит сразу две ключевые проблемы.
Во-первых, сократятся потери скоропортящихся продуктов — очень высокие из-за логистики. Не хватает крупных холодильников, передвижных рефрижераторов, консервное производство развито слабо. Во-вторых, кончится монополия торговых сетей и перекупщиков, которые выкручивают поставщикам руки: продавай по нашей цене или товар пропадет.
«На оптовых рынках будут только скоропортящиеся продукты: мясо, рыба, молоко, фрукты и овощи. Покупатели — магазины, рестораны, гостиницы, больницы, школы, детские сады, также предусмотрели зону розничной торговли. Продавцы — как производители, так и агенты, посредники. То есть это скорее даже не рынок, а товарная биржа», — говорит Страхов.

В АКРА назвали нарушение поставок причиной роста мировых цен на продукты

Не для всех

Такие рынки должны быть интересны не только малому бизнесу с небольшими объемами, но крупным производителям, считают эксперты. Однако многие «крупняки» в этом сомневаются.
«Это ведь под определенного потребителя. Мы, к примеру, выпускаем полутвердые и твердые сыры для категории «средний плюс», поэтому аудитория может не подойти», — отмечает Дмитрий Матвеев, президент группы компаний «Кабош».
Вот представителям сегмента HoReCa действительно будет удобно: все можно приобрести в одном месте.
В розничных покупателях эксперты, правда, не уверены. Россияне за несколько десятков лет отвыкли от формата продуктовых рынков и оптовых баз, им привычнее федеральный ретейл, напоминают в NTech. К тому же, по наблюдениям аналитиков, специализирующихся на маркетинговых исследованиях, люди больше доверяют известным торговым маркам. Наконец, очень популярна онлайн-торговля.

Россиянам рассказали, что будет с ценами на мясо

Мешают посредники

Рынки есть и сейчас, но к ним немало вопросов. Так, например, на фермерских ценник часто выше, чем в сетевой рознице, они рассчитаны скорее на потребителей с доходом выше среднего. Форматы типа «московские ярмарки» или ярмарки выходного дня тоже не идеальны.
С одной стороны, такие продуктовые и гастрономические площадки заняли свою нишу как легальные и полностью контролируемые точки поставок. «Свежая продукция от фермеров дороже, чем массовая с крупных предприятий. Но и качество намного выше», — указывает Екатерина Карпунина, гендиректор компании Ремма, одного из крупнейших поставщиков швейцарских сыров и деликатесов.
С другой стороны — зачастую там торгуют перекупщики или посредники, что дополнительно повышает цены.
«Зарубежный опыт показывает: если сельхозпроизводители сосредоточены в одном месте, складывается эффективная система балансировки спроса и предложения. В текущих реалиях это поможет стабилизировать ситуацию», — считает Инна Гольфанд, партнер Strategy Partners.
Но дистрибьюторы беспокоятся: оптовые базы с «дешевой» продукцией как мера поддержки населения может в перспективе поломать рынок. Сократится число игроков, участвующих в изготовлении и поставках высококачественной продукции, отмечает Карпунина.

Глава ФТС рассказал о беспошлинных поставках продовольствия в Россию

Не погубить идею

Сейчас фермерам зачастую не пробиться на ярмарки: отсев строгий, требуется определенный объем производства. К тому же должна быть возможность доставить туда свой товар.
Проблемы и с оптовой торговлей — во многих городах это беспорядочно разбросанные холодильные и плодоовощные базы. Продукцию мелких и средних сельхозпредприятий реализовать трудно. Новая система упростит и выход на рынок, и сбыт.
«Производителям это позволит решить проблемы с реализацией. Оптовикам — закупать большие партии и в широком ассортименте, рациональнее используя складские и торговые площади. Розничным продавцам — брать мелкие партии, не заботясь о товарных запасах», — поясняет Инна Гольфанд.
Эксперты предлагают торгово-выставочные площадки с фиксированной арендной ставкой, доступной для любого производителя. Однако этот проект затрагивает только скоропортящиеся продукты и крупнейшие города. Следовало бы позаботиться и об остальных.

Автор: РИА НОВОСТИ

Источник новости

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля