В рамках XXV Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) впервые была организована тематическая площадка «ВиноГрад». На ней состоялись экспертные дискуссии, посвященные теме виноделия.
В сессии «Виноградарство и виноделие: научный ренессанс» приняли участие президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, руководитель Роскачества Максим Протасов, председатель Правления Ассоциации «Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России», генеральный директор медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселев, первый заместитель генерального директора АО «ПАО «Массандра» Валерий Тройчук, генеральный директор АО «МОЕ ВИНО» Арсен Карапетян и начальник лаборатории генетических технологий виноградарства и виноделия Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Дмитрий Федосов.
Максим Протасов сообщил, что Роскачеством в процессе аудитов качества деятельности российских винодельческих хозяйств планируется проведение отбора проб для составления изотопной библиотеки сортов российского винограда. Кроме того, при исследовании качества российских вин в рамках составления национального винного рейтинга – Винного гида России, отдельное внимание экспертами Роскачества будет уделяться винам из отечественных автохтонных. Еще одним важным направлением развития виноделия как подотрасли агропромышленного комплекса является органическое производство. На текущий момент, Роскачеством сертифицированы 2 органических виноградника, а один производитель сертифицировал полный процесс вплоть до производства органического вина.
Дмитрий Киселев сообщил, что по инициативе «Ассоциации виноградарей и виноделов России» разработана стандартная винная карта для ресторанов страны и по договоренности с Роскачеством эта винная карта может получить статус национального стандарта. Более того, этот ГОСТ винной карты может стать международным и применяться, как минимум, на Евразийском экономическом пространстве.
Также, на полях ПМЭФ Максим Протасов и Дмитрий Киселев подписали коммуникационный план проекта «Винный гид России-2022». Данный проект Роскачество реализует совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России, партнером проекта является АО «Россельхозбанк». Информационная кампания по сопровождению формирования Винного гида России и продвижению отечественных вин запланирована на июнь – декабрь 2022 года.
В рамках сессии «История виноделия и культурно-историческое наследие» эксперты обратились как к истокам, так и к современному состоянию виноделия в России. Заместитель руководителя Роскачества Юлия Михалева подчеркнула, что «в настоящее время все акторы отрасли виноделия грамотно выстраивают свою деятельность, основываясь и на историческом опыте, и на современных тенденциях, существующих на международных рынках. Очень важная тенденция — мы не закрываемся в рамках своей географической локации. Несколько лет назад Россия стала заниматься продвижением российского вина за рубежом, присоединившись к проекту Iter Vitis (Европейская Федерацией Iter Vitis входит в структуру Совета Европы и помогает продвигать культурное и гастрономическое наследие винодельческих регионов). Так мы открываем нашу страну для жителей других государств через наше прекрасное вино и через ту эмоциональную составляющую, которую несет в себе качественное вино».
По итогам сессии была достигнута договоренность о том, чтобы предусмотреть в чек-листе для аудитов виноделен в рамках Винного гида России Роскачества наличие музея или тематической экспозиции, рассказывающей историю не только самой винодельни, но и места ее расположения как важного элемента формирования непосредственно культуры винопотребления.
На сессии «Винная культура в России: философия русского виноделия» участники дискуссии обсудили текущее развитие винного рынка России, винные тренды, профиль поставщика и клиента, потребительское поведение в 2022 году. Юлия Михалева отметила, что хотя на данный момент винная культура в России еще не до конца сформировалась, наблюдается явная положительная тенденция. Согласно результатам опроса, проведенного Центром изучения потребительского поведения Роскачества, почти половина респондентов считает, что российское вино не просто достойно мирового уровня, а является более качественным, поэтому в российское виноделие и развитие винной культуры в стране стоит и дальше вкладывать усилия и инвестиции.
Сессия «Маркетинг и продвижение русского вина: от заката до рассвета» позволила обсудить, в том числе, способы продвижения, когда реклама вина в традиционных каналах сильно ограничена. Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева рассказала, как Винный гид России помогает в повышении качества российского вина и его продвижении. На данный момент рейтинг Винного гида включает более 70% российских вин и помогает оценить вина в демократической ценовой категории до 1000 рублей. Также, Роскачеством, Минпромторгом и Минсельхозом России дважды в год проводится акция «Дни российских вин». Она призвана поддержать отечественных производителей качественного вина, выделив их на полке и в винных картах ресторанов, а также познакомить потребителей с российскими винами, заслуживающими внимания и доверия. Эти инициативы, в итоге, способствуют формированию культуры винопотребления в стране и повышению качества отечественных вин.