Антимонопольная служба намерена запретить бизнес-сговоры, которые приводят к необоснованному повышению цен
Цены за прошедшую неделю подросли незначительно, но если анализировать стоимостные колебания с начала года, то есть повод для тревоги. Например, сахар поднялся в цене почти на 33 процента, а маргарин — на 40 процентов. Чтобы оперативно пресекать ценовые вывихи, Федеральная антимонопольная служба намерена запретить компаниям необоснованно повышать прайсы. Такой законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов 20 июня. «Парламентская газета» разбиралась в ситуации.
Странные перекосы
Согласно данным Росстата, цены на продукты с 9 по 15 июля почти не изменились, а кое-где и вовсе снизились. Но если брать статистику с начала года, то наблюдаются любопытные скачки выше инфляции. К примеру, лук репчатый подорожал на 64 процента, маргарин — почти на 40 процентов, яблоки на 37 процентов, морковь на 31 процент, рис шлифованный на 30 процентов.
Из непродовольственной группы товаров подорожали на 40 процентов женские прокладки, на 37 процентов спички, на 33 процента зубная паста, на 31 процент шампунь.
Но если с предметами гигиены более-менее все понятно — компоненты для их производства мы по сей день ввозим из-за рубежа, — то основания для удорожания доморощенных морковки и лука не совсем ясны. А порой цены росли и вовсе, казалось бы, беспричинно. Сахар-песок, например, скакнул почти на 33 процента, при том, что этого товара в стране в избытке, сообщили в профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации.
В 2021 году посевные площади под сахарную свеклу увеличили на 8,4 процента, а урожай составил 41,2 миллиона тонн, то есть на 21 процент больше, чем в позапрошлом году, рассказал «Парламентской газете» первый замглавы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. «Мы убрали больше сахарной свеклы, поэтому никаких опасений по поводу нехватки сахара быть не должно», — заверил сенатор.
Также не видит оснований для роста цен на сахар председатель думского комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин. «Посевные площади не сокращаются под сахарную свеклу, поэтому проблем с производством сахара быть не должно, а значит, и поводов для роста цен нет. К тому же последние годы мы не только обеспечиваем себя, но и продаем сахар», — сообщил депутат «Парламентской газете».
ФАС будет карать
Но если с ходу узреть причины подорожания отдельных товаров нельзя, то все равно должно быть хоть какое-то рациональное объяснение, и оно вряд ли отвечает интересам потребителей, потому что, скорее всего, речь идет о сговоре — бизнесмены решили под шумок заработать на ходовых товарах, накрутив ценники. Поэтому ФАС предложила распространить антимонопольные запреты на согласованные действия хозяйствующих субъектов, приводящие к установлению экономически необоснованной цены товара. «То есть не обусловленной экономическими факторами, такими как существенное изменение спроса или предложения, цены на сырье и материалы, изменение регулируемых тарифов», — пояснили в пресс-службе антимонопольного ведомства.
Речь идет о повышении цен более чем на 30 процентов в течение 60 календарных дней, которые будет фиксировать Минэкономразвития, после чего заключение отправят в Правительство. А уже на основании поручения кабмина ФАС оценит, не было ли повышение цен необоснованным. При этом включать тот или иной товар в категорию социально значимых будут по результатам анализа Министерства экономического развития.
Законопроект также предусматривает выдачу проштрафившимся бизнесменам предупреждения, и только в случае его исполнения таких предпринимателей предложено не привлекать к административной ответственности.
По мнению разработчиков, все это позволит оперативно пресекать недобросовестное поведение компаний «и будет способствовать обеспечению баланса спроса и предложения на товарных рынках». В случае принятия закона эти изменения будут действовать до конца 2024 года.
Ещё материалы: Сергей Митин, Владимир Кашин
.additional-news__block{
max-width: 700px;
border:1px solid rgba(211, 211, 211,1);
padding: 15px 15px;
display: flex;
flex-wrap: wrap;
justify-content: flex-start;
box-sizing: border-box;
}
.additional-news__block div{box-sizing: border-box;}
.additional-news__item{
width: 50%;
padding:15px ;
display: flex;
flex-wrap: wrap;
justify-content: flex-start;
}
.additional-news__item .additional-news__img{
width: 121px;
padding: 0 10px 0 0;
}
.additional-news__item .additional-news__img img{
max-width: 100%;
}
.additional-news__item .additional-news__text{
width:calc(100% — 121px);
}
.additional-news__item .additional-news__title{
color: #000;
font-size: 13px;
text-decoration: none;
}
.additional-news__item .additional-news__date{
color: rgba(211, 211, 211,1);
font-size: 11px;
margin-top: 10px;
}
@media screen and (max-width: 550px){
.additional-news__block{
padding: 15px 0 0 0;
}
.additional-news__item{
width: 100%;
padding:0 15px 15px;
}
}