Дополнительное финансирование необходимо предприятиям, выпускающим картофелеуборочную технику и мини-тракторы для садоводов, считают в Совете Федерации
Выпуск запчастей для сельскохозяйственного машиностроения и развитие новых производств в этой сфере необходимо поддержать повышенными субсидиями. С таким предложением комиссия Совета Федерации по импортозамещению уже обратилась в кабмин. Как это повлияет на ситуацию с обеспечением аграриев необходимой сельхозтехникой, разбиралась «Парламентская газета».
Следующий аграрный сезон будет тревожным
Несмотря на шок, который испытал внутренний рынок сельхозтехники от того, что иностранные компании заморозили поставки комплектующих и оборудования, запас прочности у аграрного сектора, по мнению экспертов, достаточно велик.
«Ситуация с обеспеченностью хозяйств сельхозтехникой стала в последние годы активно выравниваться», — констатирует первый заместитель председателя аграрного комитета Госдумы Владимир Плотников. Он отмечает, что благодаря льготным программам лизинга крестьяне могли в последние годы приобретать сельхозтехнику по приемлемым ценам и тем самым значительно улучшили свою техническую вооруженность. «Поэтому можно с уверенностью сказать: западные санкции, наложенные на нашу страну, не отразятся на уборочной кампании, которая сейчас идет. Технических возможностей для уборки нынешнего урожая у отечественных производителей достаточно», — делает вывод Владимир Плотников.
При этом депутат считает, что тревогу вызывает аграрный сезон следующего года. «С запчастями к западной технике складывается непростая ситуация. Пока на складах они есть, но цены уже выросли в несколько раз, поэтому, если не найдем выход, обслуживание техники для сельхозпроизводителей значительно усложнится. И это станет серьезным ударом по их технической обеспеченности», — говорит депутат.
Проблема с запчастями действительно может стать в скором времени массовой. По информации Минсельхоза, из 430 тысяч тракторов, работающих в агросекторе, почти 60 процентов импортные, из 123 тысяч зерноуборочных комбайнов импортных — 15 процентов. Большая доля зарубежной продукции и среди кормоуборочных комбайнов, а также мини-тракторов, используемых в садоводстве.
На каждый зарубежный винт должна найтись отечественная гайка
Председатель правления ассоциации дилеров сельхозтехники (АСХОД) Александр Алтынов считает, что вопрос дефицита запчастей потенциально серьезный, так как 60—70 процентов таких деталей нельзя заменить какими-то альтернативами. «Номенклатура запчастей только к картофелеуборочному комбайну — это почти тысяча позиций. Заменить их отечественными аналогами сегодня невозможно. Это вовсе не значит, что отечественная промышленность не выпускает, скажем, приводные ремни. Они есть в избытке, но не подходят к зарубежным шкивам», — говорит эксперт. Он также скептически относится к идее поиска аналогов запчастей в азиатских странах. «Параллельный импорт с учетом логистических трудностей будет вдвое дороже», — отмечает эксперт. Получается, надеяться надо только на собственные силы.
Безусловно, в России достаточно производственных мощностей, чтобы изготовить деталь любой сложности, однако процесс этот следует правильно выстроить. Об этом в своем выступлении на внеочередном пленарном заседании Госдумы 15 июля рассказал только что утвержденный в должности вице-премьера Денис Мантуров. Говоря об импортозамещении в области сельхозтехники, он отметил, что путем создания новых кооперационных связей между предприятиями предстоит ускоренным темпом осваивать производство собственных аналогов на замену импортных компонентов.
В Минпромторге «Парламентской газете» подтвердили, что в ведомстве идет активная подготовка программы импортозамещения расходных материалов и запасных частей к зарубежной сельхозтехнике. Для этого при ряде металлообрабатывающих предприятий будут созданы так называемые экспериментально-производственные объединения, которые смогут в кратчайшие сроки наладить производство комплектующих, соответствующих зарубежным образцам. Если все удастся, то, образно говоря, на каждый зарубежный винт мы сделаем свою гайку, что позволит вернуть цены на запчасти к прежнему уровню и даже снизить их, подтвердил источник в ведомстве.
При этом в Правительстве не забывают и о запуске собственных отечественных производств сельскохозяйственной техники, которая до этого у нас в стране почти не выпускалась. Так, в отечественных машинах остро нуждаются картофелеводы (сейчас выпуском такой техники в стране занимается лишь Коломенский машиностроительный завод, да и то по бельгийской франшизе), а также производители моркови, ягод, виноградари.
По мнению экспертов, развернутая Правительством масштабная работа по реорганизации сельскохозяйственного машиностроения потребует и новых субсидий от государства. Вопрос этот стал одной из тем, обсуждавшихся на круглом столе в палате регионов 11 июля.
Государство поддержит рублем
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин в комментарии «Парламентской газете» отметил, что основные шаги по развитию импортозамещения в сфере сельскохозяйственного машиностроения Правительством уже сделаны несколько лет назад. Утверждена и успешно реализуется стратегия сельскохозяйственного машиностроения, которая включает ряд отраслевых программ. Например, успешно работает программа государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники. Она позволяет производителям отечественной сельхозтехники получать субсидии в размере от 15 до 30 процентов от затрат.
Хорошо зарекомендовала себя и программа льготного лизинга сельхозтехники. Количество ее участников растет год от года. Все это серьезная поддержка, которая позволила выйти сельскохозяйственному машиностроению на высокие темпы роста. За прошлый год рост составил почти 19 процентов. В ближайшие годы, по прогнозу Сергея Митина, темпы роста сельскохозяйственного машиностроения будут еще выше, поскольку в полную силу заработают производства новых видов отечественной сельхозтехники.
При этом, по мнению сенатора, сейчас нет необходимости в создании новых программ поддержки производителей в данной сфере, но очень важно увеличение субсидирования уже работающих госпрограмм. «Эта идея была высказана на круглом столе и получила поддержку сенаторов и экспертного сообщества. С предложением увеличить субсидирование производителей сельхозтехники по госпрограммам комиссия палаты регионов по импортозамещению уже обратилась в Правительство. Если оно будет поддержано, это придаст импульс всей отрасли сельскохозяйственного машиностроения и обеспечит технологическую независимость аграрного сектора», — рассказал Сергей Митин.
А вот в Госдуме, в свою очередь, обратили внимание на ситуацию, когда продукция иностранных компаний, которые локализовали производство в нашей стране, уходит за рубеж, минуя отечественных аграриев. Как сообщила заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина, ряд заводов иностранных компаний, находящихся на территории России, прекратил отгрузку техники отечественным крестьянам, но при этом продолжает отправлять свою продукцию за рубеж.
Она привела пример немецкой компании «Клаас», которая производит комбайны. «Сейчас идет уборочная страда, отечественным сельхозпроизводителям не хватает техники. Между тем заводы «Клаас» продолжают работать у нас в стране, но только комбайны они поставляют за рубеж, мотивируя свое решение наложенными на Россию санкциями», — рассказала депутат.
По мнению депутата, проблема требует решения на правительственном уровне. «Локализованные здесь производства должны либо продавать свою продукцию на российском рынке, либо передать свой бизнес новым владельцам, как это сделала, компания «Рено», — считает Оглоблина. Она обратилась к Правительству с просьбой ограничить упомянутому заводу поставки за рубеж зерноуборочных комбайнов.
#сельское хозяйство
#промышленность
#деньги
Ещё материалы: Владимир Плотников , Денис Мантуров , Сергей Митин, Юлия Оглоблина
.additional-news__block{
max-width: 700px;
border:1px solid rgba(211, 211, 211,1);
padding: 15px 15px;
display: flex;
flex-wrap: wrap;
justify-content: flex-start;
box-sizing: border-box;
}
.additional-news__block div{box-sizing: border-box;}
.additional-news__item{
width: 50%;
padding:15px ;
display: flex;
flex-wrap: wrap;
justify-content: flex-start;
}
.additional-news__item .additional-news__img{
width: 121px;
padding: 0 10px 0 0;
}
.additional-news__item .additional-news__img img{
max-width: 100%;
}
.additional-news__item .additional-news__text{
width:calc(100% — 121px);
}
.additional-news__item .additional-news__title{
color: #000;
font-size: 13px;
text-decoration: none;
}
.additional-news__item .additional-news__date{
color: rgba(211, 211, 211,1);
font-size: 11px;
margin-top: 10px;
}
@media screen and (max-width: 550px){
.additional-news__block{
padding: 15px 0 0 0;
}
.additional-news__item{
width: 100%;
padding:0 15px 15px;
}
}