Как сообщает РБК, с целью объединения товаров от сельхозпроизводителей и оптимизации логистики Минсельхоз готовит концепцию по созданию национального дистрибьютора продукции агропромышленного комплекса
Федеральный центр «Агроэкспорт» Минсельхоза России объявил конкурс на создание концепции национального дистрибьютора продукции агропромышленного комплекса. Стартовая цена контракта определена в 24 млн руб.
Цель концепции — объединение товаров от нескольких производителей, формирование крупных партий для оптимизации логистики, увеличение экспорта продукции АПК на целевых рынках сбыта и выход экспортеров на новые рынки. Помощь российским компаниям может заключаться в поиске партнера за рубежом, доставке товара или таможенной очистке груза. Предполагается также участие в совместных проектах по продвижению российских брендов в сетевом ритейле зарубежных стран и открытие магазинов на маркетплейсах. Большинство услуг национального дистрибьютора будут платными, но затраты могут быть частично компенсированы государством.
В связи с введенными в этом году экономическими санкциями недружественных стран перспективными рынками для экспорта агропромышленной продукции, согласно конкурсной документации, названы Азия, Ближний Восток и Африка.
В 2021 году в первую очередь на экспорт шли зерновые (согласно статистике Федеральной таможенной службы, их поставки в денежном выражении составили $11,4 млрд), масложировая продукция ($7,2 млрд), рыба и морепродукты ($6,6 млрд).
Напомним, что в России уже существует государственный институт поддержки несырьевого экспорта — Российский экспортный центр (РЭЦ), созданный в 2015 году, который помогал в продвижении продукции российского агропромышленного комплекса за рубежом. В 2016 году Минсельхоз разработал проект программы «Развитие экспорта продукции АПК», в рамках которой РЭЦ создал постоянные дегустационные павильоны российского АПК в Китае, ОАЭ, Египте и Вьетнаме. Во второй половине 2022 года РЭЦ совместно с Минсельхозом планирует открыть демонстрационно-дегустационный павильон в Стамбуле, как указано на сайте центра.
По мнению члена Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, генерального директора медиагруппы «Крестьянские ведомости» Игоря Абакумова, хорошо, что национальный дистрибьютор будет осуществлять единую политику в экспортной деятельности во всех странах мира, куда поставляется отечественная продукция АПК. С другой стороны, по мнению эксперта, любой монополизм сказывается на конкуренции. Идея создания новой конструкции предполагает, что это будет некое бутылочное горлышко, где все участники должны будут зарегистрироваться и туда продавать свою продукцию.
«Снижение цены – это результат конкурентной борьбы. При отсутствии конкуренции мы либо проиграем в экспорте, либо мы проиграем в производстве, потому что эта структура будет коммерческая. А коммерция строится на том, чтобы подешевле купить и подороже продать. Это было возможно, когда существовал СССР и «железный занавес», когда колхозы и совхозы не знали цен на мировом рынке. Сейчас любой аграрий или руководитель агрохолдинга заходит в интернет и видит цены на Чикагской или Лондонской бирже и из этого строит свою стратегию продаж. Поэтому вряд ли удастся купить подешевле. Люди сейчас опытные, они заработали деньги и строят свои хранилища. Если раньше урожай везли на элеваторы, потому что хранить негде, то сейчас люди хранят у себя зерно и спокойно ждут хорошей цены, то есть ждут весны, когда цена максимальная», — говорит Абакумов.
«Я думаю, что эта затея с созданием единого дистрибьютора обречена на провал и беспокоиться не о чем. Пока система сдержек и противовесов работает. Например, идея создания единого оператора цифровой рекламы, рассматривавшаяся на экстренном заседании Госдумы в июле, не прошла. К тому же и ФАС против. Я думаю, что и здесь такая же будет история. Есть РЭЦ, есть «Агроэкспорт». Если кому-то нужен выход на зарубежные рынки, и он не знает, как это делать, он обращается туда. А кто знает, того и учить не надо», — уверен эксперт.
Мировая торговля зерном обошлась без «Агроэкспорта» и РЭЦ. Мировая торговля маслом, где Россия является одним из крупнейших производителей бутилированного масла, тоже обошлась без государственных организаций.
«Я думаю, что и сейчас обойдутся. Бизнес и деловые ассоциации еще скажут свое слово достаточно веско», — говорит эксперт.
По мнению Абакумова, Россия и весь мир сильны предприимчивостью своего купечества. Множество международных договоров и географических открытий предварялись походами купцов, которые искали свою прибыль. Они снаряжали экспедиции, финансировали науку, брали с собой ученых в экспедиции. И только потом по их стопам приходило государство. Эксперт полагает, что бизнес, подобно воде, обходит лежащие на его пути препятствия. Он готов работать по правилам, но только, если эти правила не меняются каждые 15 минут. В противном случае бизнесмены создают свои правила и начинают работать по ним.