В России нужно регулировать сбор и вывоз кедрового ореха, но учитывать при этом интересы жителей, уверен лидер ПАРТИИ ДЕЛА в Республике Алтай, предприниматель Сергей Мазалов. По его мнению, попытка ввести уголовную ответственность за незаконный экспорт может привести к серьёзным последствиям.
«На Алтае сбор шишки едва ли не единственный доход для сотен семей. Они этим занимаются долгие годы. Если резко запретить людям заниматься исконным промыслом – это вызовет социальный взрыв, они попросту останутся без средств к существованию», – сказал он.
Также Сергей Мазалов считает, что государству нужно присмотреться к деятельности перекупщиков, которые закупают ценный продукт.
«Чаще всего это всевозможные схемы, которые не предполагают никакого дохода в виде налогов для регионов, где собирают кедровый орех. Годами власть допускала существование этих фирм и фирмочек и сразу преломить ситуацию, на мой взгляд, будет сложно. Решить проблему может создание государственных заготовительных контор, у которых крупные перекупщики пусть уже и закупают дикоросы. Просто вслед за кедровым орехом может прийти очередь грибов, ягод и обычной лещины. В любом случае при решении проблемы сбора лесных ресурсов обычные люди и добросовестные предприниматели не должны пострадать», — сказал лидер алтайского отделения ПАРТИИ ДЕЛА.
Он добавил, что собственной переработки шишки в России мало, при этом легальная продукция стоит значительно дороже, чем произведенная из вывезенного без всякого контроля сырья. Бесспорно, что в отрасли нужно навести порядок, но начинать с самого незащищенного элемента в различных «серых» схемах – простого сельского сборщика, как минимум, неправильно.
«Бюджеты сибирских и других регионов, где растет кедр, недополучают налоги не с этих людей. Действует целая индустрия, в которой они низовое звено. Простыми запретами и изъятиями у них собранных шишек проблему не решить», – заключил Сергей Мазалов.
Отметим, по оценкам различных экспертов, ежегодный объем закупок кедровых орехов переработчиками достигает 6 млрд руб. Минюст подсчитал, что с января 2019 года по август 2022-го ушло за границу 42,1 тыс. тонн продукта, а задекларировано 18,1 тыс. тонн, то есть 57% вывезено незаконно.
Напомним, ранее вслед за Минюстом, предлагающим приравнять кедровый орех к стратегическим и ввести уголовную ответственность за его незаконный экспорт, со своими идеями выступил губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Он предлагает, в частности, изымать излишки ореха, которые население затем перепродает переработчикам.