Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий обязательную маркировку средствами идентификации спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 10% объема готовой продукции в соответствии с перечнем, устанавливаемым правительством РФ. Документ был инициирован группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по экономической политике Максимом Топилиным.
Организации, занимающиеся производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукции, а также индивидуальные предприниматели, закупающие и продающие в розницу такую продукцию, будут обязаны предоставлять сведения об объемах производства и оборота продукции в соответствующую государственную информационную систему. В дополнение к действующему запрету на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, устанавливается также запрет на закупку (за исключением импорта), а также на поставки (за исключением экспорта) такой продукции по ценам ниже соответствующих цен закупки (поставки) алкогольной продукции. Устанавливается ограничение для обособленных подразделений организаций на совмещение деятельности по производству спиртосодержащей непищевой продукции с деятельностью по производству алкогольной продукции.
"Совокупность предлагаемых законодательных мер позволит исключить возможности злоупотреблений, связанных с производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукцией и не скажется на розничных ценах находящейся в гражданском обороте спиртосодержащей непищевой продукции, используемой в косметических и хозяйственно-бытовых целях", — отмечается в пояснительной записке.
Недобросовестные предприниматели, пользуясь "неподакцизным" статусом отдельной спиртосодержащей непищевой продукции (в частности, парфюмерно-косметической продукции в малой емкости) и закупая в качестве сырья пищевой этиловый спирт без уплаты акциза, фиктивно декларируют производство десятков миллионов единиц неподакцизной спиртосодержащей непищевой продукции, при этом фактически данная продукция не продается в рознице, указывают авторы документы. "В силу "неподакцизного" статуса такой продукции налоговые органы не имеют информации об объемах списания этилового спирта в производство, объемах оприходования (постановки на бухгалтерский учет) произведенных товаров, объемах их реализации в торгово-сервисных предприятиях (кассовые продажи). На практике, в указанных случаях, закупаемый пищевой этиловый спирт выводится злоумышленниками в незаконный оборот, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, наносит значительный ущерб бюджетной системе", — говорится в сопроводительных материалах к документу.
Усиление контроля коснется парфюмерии и средств для дезинфекции
Как подчеркнул зампред комитета Госдумы по экономической политике, содокладчик по законопроекту Сергей Алтухов, усиление контроля над непищевой спиртосодержащей продукцией коснется парфюмерии и специальных средств для уборки и дезинфекции. По его словам, стоит задача исключить возможности для злоупотребления недобросовестными участниками рынка производства и оборота спиртосодержащей непищевой продукции "неподакцизным" статусом. "При анализе правоприменительной практики мы выявили, что есть случаи закупки в качестве сырья этилового спирта без акциза, после чего в гражданский оборот незаконно вводится спиртосодержащая продукция "двойного назначения": лосьоны, тоники, душистые воды, ополаскиватели для полости рта и прочее. Или же фиктивно декларируют производство десятков миллионов единиц неподакцизной спиртосодержащей продукции, выводя этиловый спирт в незаконный оборот, тем самым ставя под угрозу жизнь и здоровье граждан", — сказал он. Кроме угроз непосредственно гражданам, наносится и значительный ущерб бюджету страны и регионов, полагает депутат.