Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов.
Основные параметры
Согласно документу, доходы федерального бюджета в 2025 году прогнозируются в размере 40,296 трлн руб., в 2026 году — 41,84 трлн руб. и в 2027 году — 43,154 трлн руб. Расходы в 2025 году ожидаются на уровне 41,469 трлн руб., в 2026 году — 44,022 трлн руб., в 2027 году — 45,915 трлн руб.
Дефицит федерального бюджета составит в 2025 году — 1,173 трлн руб., в 2026 году — 2,181 трлн руб., в 2027 году — 2,761 трлн руб.
ВВП в 2025 году прогнозируется в объеме 214,575 трлн руб. (рост на 2,5%), в 2026 году — в объеме 230,568 трлн руб. (рост на 2,6%), в 2027 году — 248,313 трлн руб. (рост на 2,8%).
Верхний предел государственного внутреннего долга составит на 1 января 2026 года 29,385 трлн руб., на 1 января 2027 года — 34,046 трлн руб., на 1 января 2028 года — 39,004 трлн руб.
Верхний предел государственного внешнего долга составит на 1 января 2026 года $61,1 млрд (55,5 млрд евро), на 1 января 2027 года — $59,2 млрд (53,4 млрд евро), на 1 января 2028 года — $56,5 млрд (50,9 млрд евро).
Уровень инфляции составит в 2025 году — 4,5%, в 2026 и 2027 годах — 4%.
Объем Фонда национального благосостояния (по прогнозу на начало года) составит в 2025 году — 11,055 трлн руб. (5,2% ВВП), в 2026 году — 12,883 трлн руб. (5,6% ВВП) и в 2027 году — 14,927 трлн руб. (6% ВВП).
Структура расходов открытой части бюджета
По разделу "Общегосударственные вопросы" расходы в 2025 году запланированы в объеме 28,387 трлн руб., в 2026 году — 30,543 трлн руб., в 2027 году — 31,023 трлн руб.
По разделу "Национальная оборона" расходы запланированы в 2025 году в объеме 2,87 трлн руб., в 2026 году — 2,126 трлн руб., в 2027 году — 2,164 трлн руб. По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" расходы в 2025 году составят 2,189 трлн руб., в 2026 году — 2,259 трлн руб., в 2027 году — 2,348 трлн руб.
В части государственных программ (в открытой части проекта бюджета) предусмотрено выделение в том числе по программе "Развитие здравоохранения" — 1,55 трлн руб. в 2025 году, 1,556 трлн руб. в 2026 году и 1,61 трлн руб. в 2027 году.
На программу "Развитие образования" направят 600,2 млрд руб. в 2025 году, 659,3 млрд руб. в 2026 году и 682 млрд руб. в 2027 году. По программе "Социальная поддержка граждан" предусмотрено 3,487 трлн руб. в 2025 году, 3,738 трлн руб. в 2026 году и 3,865 трлн руб. в 2027 году.
Расходы по программе "Содействие занятости населения" составят 69 млрд руб. в 2025 году, 67,4 млрд руб. в 2026 году и 70,5 млрд руб. в 2027 году. На программу "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия " направят 284,2 млрд руб. в 2025 году, 297,2 млрд руб. в 2026 году и 301,5 млрд руб. в 2027 году.
На реализацию программы "Научно-технологическое развитие РФ" будет выделено в 2025 году 1,474 трлн руб., в 2026 году — 1,615 трлн руб., в 2027 году — 1,624 трлн руб. По программе "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2025 году расходы составят 267,7 млрд руб., в 2026 году — 223,1 млрд руб., в 2027 году — 160,5 млрд руб. На программу "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" направят 1,265 трлн руб. в 2025 году, 1,689 трлн руб. в 2026 году и 1,933 трлн руб. в 2027 году.
Бюджетные ассигнования по направлению "Развитие пенсионной системы РФ" составят в 2025 году 2,204 трлн руб., в 2026 году — 2,692 трлн руб., в 2027 году — 2,592 трлн руб.
Трансферты и бюджетные кредиты
Бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ в 2025 году составят 3,443 трлн руб., в 2026 году — 3,529 трлн руб., в 2027 году — 3,587 трлн руб.
В 2025-2027 годах Федеральное казначейство в рамках осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета вправе предоставить бюджетам субъектов РФ бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета в 2025-2027 годах — в объеме до 250 млрд руб. ежегодно на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Плата за пользование бюджетными кредитами составит 3% годовых. В качестве меры ответственности за нарушение условий предоставления указанных бюджетных кредитов может быть увеличена плата за пользование такими бюджетными кредитами до 6% годовых в порядке, установленном правительством РФ.
Предусматривается, что правительство России вправе списать две трети задолженности субъектов РФ перед РФ по бюджетным кредитам, сложившейся по состоянию на 1 марта 2024 года. Исключение составит задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и по бюджетным кредитам за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3% годовых с правом досрочного погашения. Условием такого списания будет целевое направление субъектом РФ средств, высвобождаемых в результате списания задолженности по бюджетным кредитам, на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты, включая компенсацию недопоступающих доходов, связанных с инвестиционным налоговым вычетом юрлицу, заключившему соглашение о реализации инвестпроекта.
В 2025 году дополнительные средства федерального бюджета могут быть направлены на осуществление господдержки формирования долгосрочных сбережений в объеме средств, направленных в порядке, установленном правительством РФ, иным межбюджетным трансфертом из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ федеральному бюджету путем внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета без внесения поправок в бюджет.
Одним из оснований для внесения в 2025 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета является распределение зарезервированных бюджетных ассигнований в 2025-2027 годах в объеме по 1,2 млрд руб. ежегодно, предусмотренных по подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов, на финансовое обеспечение мероприятий в сфере промышленности гражданского назначения на основании решений правительства РФ.
Изменения, принятые во втором чтении
Как отметил ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, в ходе подготовки ко второму чтению документа были распределены ранее зарезервированные по основным направлениям бюджетные средства в объеме 8 трлн 129,3 млрд руб. Во втором чтении было предусмотрено увеличение финансирования программы "Комплексное развитие сельских территорий" — на 7,1 млрд руб. Дополнительно 13 млрд руб. пойдут на льготный лизинг для АПК, а на поддержку рыбохозяйственного комплекса — 600 млн руб. Кроме того, субсидии производителям сельхозтехники увеличатся на 10 млрд руб. (в 2025 году — на 2 млрд руб., в 2026-2027 годах — на 4 млрд руб. в год).
Предусмотрена субсидия АО "ДОМ.РФ" в виде вклада в имущество, не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения специализированным обществам проектного финансирования затрат по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям, размещаемым в целях реализации инвестпроектов по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования на основе финансовой аренды (лизинга): в 2025 году — 1,9 млрд руб., в 2026 году — 4,1 млрд руб., в 2027 году — 5,4 млрд руб.
Предусмотрены субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении капитального ремонта объектов спортивной инфраструктуры государственной собственности субъектов РФ: в 2025 году — 1 млрд руб., в 2026 — 2027 годах — по 2 млрд руб. ежегодно. На реализацию проектов под руководством ведущих ученых в вузах и научных организациях предлагается направить дополнительно 7,1 млрд руб. Увеличится объем финансирования на программу реабилитации и абилитации инвалидов — на 1,2 млрд руб., поддержку по ней получат 1,7 млн человек. Дополнительные средства будут направлены на гранты и субсидии фонду поддержки участников СВО "Защитники Отечества", предусмотрено финансирование отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, в частности, ассоциации ветеранов СВО и "Комитета семей воинов Отечества".
Кроме того, предлагается выделить дополнительно 3 млрд руб. на развитие инфраструктуры детского отдыха и оздоровления. Поправками также предусматривается развитие автодорог общего пользования регионального значения на территории субъектов РФ, на эти цели выделяются 60 млрд руб. — по 20 млрд руб. на каждый год. Поправки предусматривают направление педагогов в иностранные государства для преподавания русского языка и предметов на русском языке, закупку и адаптацию учебников русского языка для зарубежных образовательных организаций — на эти цели будет выделено дополнительно 1,6 млрд руб.
На реализацию программы комплексного развития молодежной политики в субъектах РФ "Регион для молодых" в 2025-2027 годах будет выделено по 5 млрд руб. ежегодно. На обеспечение проведения Всероссийской олимпиады студентов "Я — профессионал" предусматривается в 2025-2027 годах по 0,4 млрд руб. ежегодно. Предусматривается грант в форме субсидии Фонду гуманитарных проектов в целях реализации профориентационных мероприятий, в том числе проведения профориентационных диагностик среди обучающихся 6-11 классов с учетом опыта реализации проекта "Билет в будущее": в 2025-2027 годах — по 1 млрд руб. ежегодно.
Объемы финансирования нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика" могут быть увеличены в случае принятия правительством РФ решения о включении в федеральный проект "Технологии" мероприятий по поддержке технологических компаний, в том числе малых технологических компаний, и их финансировании за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства" госпрограммы РФ "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", а также учета указанных мероприятий в результатах и показателях нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика".
По оценке Минфина, ключевыми изменениями стали поправки, связанные с утверждением национальных проектов и перераспределением на них зарезервированных ресурсов. Всего на трехлетку такое перераспределение составит 1,8 трлн руб. В частности, для нацпроекта "Семья" предлагается перенаправить средства на оснащение и переоснащение перинатальных центров и родильных отделений медицинскими изделиями. Это позволит к 2030 году оснастить современным медицинским оборудованием более 180 детских больниц и более 120 перинатальных центров. Также средства будут направлены на обеспечение долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. В 2025-2027 годах на новые нацпроекты предусмотрено 5,9 трлн руб., 6,4 трлн руб. и 6,6 трлн руб. соответственно.
Итоги голосования
Принятие проекта федерального бюджета в третьем чтении поддержали депутаты трех из пяти фракций Госдумы: "Единая Россия", ЛДПР и "Новые люди". Фракции КПРФ и "Справедливая Россия — За правду" в свою очередь воздержались от голосования.