Госдума приняла в третьем чтении закон, предусматривающий обязательную маркировку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 10% объема готовой продукции в соответствии с перечнем, устанавливаемым правительством РФ. Документ инициирован группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по экономической политике Максимом Топилиным.
Организации, занимающиеся производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукции, а также индивидуальные предприниматели, закупающие и продающие в розницу такую продукцию, будут обязаны предоставлять сведения об объемах производства и оборота продукции в соответствующую государственную информационную систему.
В дополнение к действующему запрету на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, устанавливается также запрет на закупку (за исключением импорта), а также на поставки (за исключением экспорта) такой продукции по ценам ниже соответствующих цен закупки (поставки) алкогольной продукции. Устанавливается ограничение для обособленных подразделений организаций на совмещение деятельности по производству спиртосодержащей непищевой продукции с деятельностью по производству алкогольной продукции.
"Совокупность предлагаемых законодательных мер позволит исключить возможности злоупотреблений, связанных с производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукцией и не скажется на розничных ценах находящейся в гражданском обороте спиртосодержащей непищевой продукции, используемой в косметических и хозяйственно-бытовых целях", — отмечается в пояснительной записке.
Недобросовестные предприниматели, пользуясь "неподакцизным" статусом отдельной спиртосодержащей непищевой продукции (в частности, парфюмерно-косметической продукции в малой емкости) и закупая в качестве сырья пищевой этиловый спирт без уплаты акциза, фиктивно декларируют производство десятков миллионов единиц неподакцизной спиртосодержащей непищевой продукции, при этом фактически данная продукция не продается в рознице, указывают авторы документа.
"В силу "неподакцизного" статуса такой продукции налоговые органы не имеют информации об объемах списания этилового спирта в производство, объемах оприходования (постановки на бухгалтерский учет) произведенных товаров, объемах их реализации в торгово-сервисных предприятиях (кассовые продажи). На практике, в указанных случаях, закупаемый пищевой этиловый спирт выводится злоумышленниками в незаконный оборот, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, наносит значительный ущерб бюджетной системе", — говорится в сопроводительных материалах к документу.
Поправки ко второму чтению
Поправками ко второму чтению документа были уточнены особенности применения отдельных положений закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Кроме того, с 1 марта 2025 года на 1 сентября 2025 года переносится срок вступления в силу требования об электронной форме сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С 1 сентября 2026 года до 1 марта 2027 года продлевается срок использования товарно-транспортной накладной на бумажном носителе в качестве сопроводительного документа, удостоверяющего легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Со дня официального опубликования закона и по 31 декабря 2025 года разрешается производство абсолютированного этилового спирта (ректификованного этилового спирта, содержащего не более 0,2% воды по объему), в том числе денатурированного абсолютированного этилового спирта организациями, имеющими лицензию на производство, хранение и поставки произведенного биоэтанола, в пределах объемов, устанавливаемых Росалкогольтабакконтролем по согласованию с Минпромторгом России.
Закон вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.