Большинство пользователей цифровых платформ в России готовы покупать товары у неофициальных продавцов, рассказал директор департамента социальных исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Андрей Даудрих.
Результаты исследования были представлены 26 ноября в рамках экспертной дискуссии ВЦИОМ в пресс-центре ТАСС. Согласно исследованию, 44% покупателей всегда или часто обращают внимание на статус продавца (например, является ли он официально оформленным как самозанятый или индивидуальный предприниматель) при покупке товаров или услуг на онлайн-платформах. При этом 47% редко или никогда не обращают внимание на статус продавца.
"Подавляющее большинство опрошенных, 77% покупателей, готовы купить товар у неофициальных продавцов. Только 17% сказали, что это зависит от конкретного товара или определенной ситуации", — сказал Даудрих в ходе экспертной дискуссии. Еще 6% опрошенных сказали, что не станут покупать товар у неофициальных продавцов.
Респондентов спрашивали, товары с какой примерной стоимостью они готовы покупать у неофициальных продавцов. Отвечая на этот вопрос, 26% сказали, что готовы приобретать продукцию стоимостью до 1 тыс. рублей, 31% — до 5 тыс. рублей, 11% — до 10 тыс. рублей.
О продавцах на онлайн-платформах
С точки зрения характера занятости, для 50% опрошенных продавцов и арендодателей продажа товаров и услуг на цифровых платформах является для эпизодической деятельностью. При этом 15% назвали это основной деятельностью, а 22% сказали, что это является для них регулярной подработкой в дополнение к основной занятости.
"Если говорить про барьеры регистрации, почему регистрируются, почему нет — в 53% случаев основной причиной отказа от регистрации (продавцы, незарегистрированные как ИП/самозанятые — прим. ТАСС) называют слишком маленький доход или крайне нерегулярный характер своей деятельности", — отметил директор департамента социальных исследований ВЦИОМ.
Исследование ВЦИОМ проведено в июле — сентябре 2024 года. В его рамках проводились онлайн-опросы среди различных групп респондентов — как граждан, имеющих опыт онлайн-покупок, так и продавцов и арендодателей. Кроме того, было проведено несколько десятков интервью с продавцами и арендодателями, с представителями бизнеса и деловых ассоциаций, органов власти, академическими экспертами.