Инфляция в России за период с 10 по 16 декабря составила 0,35%, следует из данных Росстата. Неделей ранее — с 3 по 9 декабря — инфляция составила 0,48%.
С начала декабря потребительские цены в РФ выросли на 0,97%, с начала года — на 9,14%. В годовом выражении инфляция в РФ по данным на 16 декабря 2024 года (согласно расчетам с использованием среднесуточных данных за текущий и прошлый год на аналогичные даты) составила 9,48%.
Продовольственные товары
По данным статистики, за отчетный период выросли цены на куриные яйца (+1,8%), мясо кур (+1,7%), подсолнечное масло (+1,2%), твердые, полутвердые и мягкие сыры (+1,1%), мороженую рыбу и стерилизованное молоко (+0,9%), сметану (+0,8%), творог и гречневую крупу (+0,7%), сосиски, сардельки, сливочное масло и пшено (+0,6%), вареные колбасы, пастеризованное молоко и пшеничную муку (+0,5%), свинину, макаронные изделия, пшеничный и ржаной хлеб (+0,4%), говядину, баранину, печенье, рис, вермишель и обеды в столовой, кафе, закусочной (кроме столовой в организации) (+0,3%), сахар-песок, поваренную соль, черный чай и водку (+0,2%), полукопченые и варено-копченые колбасы, маргарин и фруктово-ягодные консервы для детского питания (+0,1%).
Цены на плодоовощную продукцию выросли на 3,4%, в том числе на огурцы (+10,1%), помидоры (+4,1%), белокочанную капусту (+2,9%), картофель (+1,9%), морковь (+1,8%), столовую свеклу (+1,4%), репчатый лук (+1,3%), яблоки (+1,2%) и бананы (+0,9%).
Снизились цены на мясные консервы (-0,3%) и сухие молочные смеси (-0,1%) для детского питания.
Непродовольственные товары
Среди наблюдаемых медикаментов выросли цены на поливитамины (+0,2%), валидол и комбинированные анальгетики (+0,1%). Снизились цены на корвалол (-0,3%), аллохол, левомеколь и метамизол натрия (анальгин отечественный) (-0,2%), ренгалин и эргоферон (-0,1%).
Из отдельных видов непродовольственных товаров первой необходимости выросли цены на зубные щетки (+0,6%), гигиенические прокладки (+0,5%), туалетную бумагу и сухие корма для домашних животных (+0,4%), хозяйственное мыло, стиральные порошки и детские подгузники (+0,3%), зубные пасты (+0,2%), туалетное мыло (+0,1%).
Из остальных непродовольственных товаров выросли цены на электропылесосы (+0,4%), смартфоны, древесностружечные, ориентированно-стружечные плиты и кроссовки для детей (+0,3%), легковые автомобили, телевизоры, майки, футболки, мужские носки, футболки детские и шампуни (+0,2%), сигареты с фильтром, кроссовки для взрослых и спортивные детские костюмы (+0,1%).
Цены на бензин автомобильный выросли на 0,3%, дизельное топливо — на 0,4%.
Услуги
Изменились тарифы на проезд в трамвае (+2%), троллейбусе (+1,1%) и городском автобусе (+0,1%), а также плата за жилье в домах государственного и муниципального жилищных фондов (+0,1%).
Выросла стоимость проживания в хостелах (+0,4%) и путевок в дома отдыха, пансионаты (+0,2%). Снизилась стоимость проживания в гостиницах 4-5 звезд (-0,8%), гостиницах 3 звезд (-0,4%), гостиницах 1 звезды или в мотелях (-0,2%), гостиницах 2 звезд, а также путевок в санатории (-0,1%).
Из остальных видов услуг выросли цены на модельные мужские и женские стрижки (+0,3%), мойку легкового автомобиля (+0,2%).
Комментарии экспертов об экономической ситуации, связанной с индексами
Как сообщила ТАСС эксперт, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета Ольга Игнатова, в IV квартале 2024 года индекс потребительской уверенности (ИПУ) в России продемонстрировал один из самых высоких показателей за последние 10 лет. "Исходя из сложившейся оценки обществом материального положения незначительное снижение на 1 процентный пункт ИПУ по сравнению с прошлым кварталом нельзя рассматривать как негативную тенденцию", — считает Игнатова.
Она отметила, чтозначения индекса ожидаемых изменений экономической ситуации на краткосрочную перспективу не статичны, наоборот, являются достаточно динамичными, поэтому снижение показателя на 3% в текущей геоэкономической ситуации вряд ли можно рассматривать как негативный сигнал. "Некоторое текущее снижение скорее свидетельствует о корректировке оценки собственного экономического положения, а не о ситуации в экономике страны", — добавила Игнатова.
Заместитель генерального директора ЦСР Анна Ведерникова уточнила, что индекс потребительской уверенности — важный индикатор для экономики предложения, по которому бизнес может понимать потребительские настроения, тенденции их изменения.
"Тренд последних двух лет в целом позитивный — после существенного и понятного спада в 2022 году — во втором квартале индекс опустился до -31 — сейчас мы находимся на траектории восстановления. Дополнительными позитивными факторами, влияющим на стабилизацию потребительской уверенности, является стабильный рост реальных доходов населения последних лет", — отметила Ведерникова.
По ее словам, смотря на динамику 2024 года, можно говорить о том, что граждане в целом нейтрально воспринимают экономический контекст в стране и не планируют существенного сокращения потребления в ближайшей перспективе. "Небольшой спад в IV квартале — стандартная ситуация, связанная с сезонными расходами, и следовательно — сокращением сбережений, и повышением цен", — добавила эксперт.