Доля сыров в потребительской корзине россиян, традиционно составляющая около 1,5%, демонстрирует тенденцию к снижению, это происходит, прежде всего, за счет сокращения спроса на твердые и полутвердые сыры, которые последние год-полтора не показывают роста в розничной торговле. Об этом говорится в результатах исследования холдинга "Ромир" (есть в распоряжении ТАСС).
Основными причинами спада эксперты называют изменение потребительских привычек. Во-первых, россияне стали меньше готовить дома, чаще покупая готовую еду или продукты, где сыр уже включен в состав. Во-вторых, растет спрос на более премиальные продукты и новые вкусы.
"На первый план выходят так называемые белые свежие сыры — такие виды, как адыгейский, брынза, моцарелла, сулугуни, а также изысканные сыры с плесенью", — отмечается в исследовании. Эта категория показала рост в натуральном выражении за последний год на 13%. Белый сыр уже покупает 40% российских семей хотя бы раз в год, и охват этой категории постоянно растет, частота покупок также увеличивается, хотя пока она остается не слишком высокой — в среднем три раза в год, заявляют эксперты.
"Если сравнить пенетрацию и частоту покупок белого сыра с показателями твердого и полутвердого сыра, перспективы становятся очевидными. Твердый и полутвердый сыр по-прежнему приобретают 78% российских семей, причем в среднем 8 раз в год. Эта значительная разница в 38 п. п. по охвату и существенное отставание по частоте покупок — и есть тот нереализованный потенциал, который может обеспечить дальнейший мощный рост категории белых сыров на отечественном рынке", — отметили в "Ромир".
Так, заключают эксперты, снижение доли традиционных твердых и полутвердых сыров является не только следствием общего изменения спроса, но и прямым результатом переключения покупателей на набирающие популярность белые сыры. Это приводит к уменьшению как числа покупателей классических сыров, так и частоты их покупок.
Основными каналами роста продаж белого сыра стали магазины у дома ("Магнит у дома", "Пятерочка"), хард-дискаунтеры и онлайн-торговля. Во всех этих каналах фиксируется рост частоты покупок, а в магазинах у дома и онлайн — еще и увеличение числа покупателей. Также эксперты считают немаловажным, что средний чек на белую сырную категорию также уверенно растет, подтверждая ее перспективность для рынка.