Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 30 июня проведет рассмотрение законопроекта, направленного на регулирование деятельности цифровых посреднических платформ. Об этом сообщили ТАСС в аппарате вице-премьера — руководителя аппарата правительства РФ Дмитрия Григоренко.
"Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 30 июня рассмотрит законопроект о регулировании цифровых посреднических платформ. Данная законодательная инициатива разработана под кураторством вице-премьера — главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко. В финальной версии документа были учтены предложения, которые поступили от бизнеса и общественности в процессе проработки законопроекта", — рассказали в аппарате вице-премьера.
Уточняется, что к цифровым платформам относятся маркетплейсы, сервисы заказа еды, такси и платформы услуг. По словам вице-премьера, целью законопроекта является защита прав и интересов граждан и речь идет не только о покупателях, но и о продавцах, владельцах пунктов выдачи заказов и других участников платформенной экономики. "Действующее законодательство не всегда учитывает специфику онлайн-торговли и работы посреднических цифровых платформ. Мы разработали базовые правила, которые отразят эти особенности. Они определяют ответственность цифровых платформ и их партнеров в вопросах защиты прав потребителей и одновременно обеспечивают динамичное и устойчивое развитие платформенной экономики", — добавил Григоренко.
Ключевые меры
Согласно новому законопроекту, онлайн-площадки должны проверять продавцов через специальные системы, прежде чем разрешить им продавать товары. Условия сделок должны быть понятными, а порядок оплаты — прозрачным, отмечается в мерах. Санкции к продавцу площадка может применить только, если они прописаны в договоре, она должна объяснить причину и уведомить продавца за три дня. Также площадки могут предлагать скидки за свой счет без согласия и уведомления продавца, однако условия предоставления таких скидок должны быть раскрыты в договоре с партнером-продавцом.
Кроме того, планируется создать систему, где можно будет решать споры до суда. Если жалоба обоснована, ее должны рассмотреть за 15 дней, а решение можно будет обжаловать в течение 48 часов. Также будет запрещено менять порядок сортировки товаров, если покупатель сам его выбрал. Если товар был куплен через пункт выдачи заказов, его можно вернуть туда же.
Законопроект также требует, чтобы площадки давали покупателям возможность требовать от продавцов возврат товара плохого качества и возврат денег. Будут установлены правила, по которым площадки будут взаимодействовать с продавцами и покупателями. Площадки смогут участвовать в социальных и пенсионных программах, но при этом они должны будут предоставлять информацию о налогах и маркировке товаров.
Что в финальной версии документа
Новая версия документа исключает обязанность платформ указывать в карточке товара информацию о необходимости обязательного подтверждения соответствия. Эта норма будет проработана на правительственном уровне по мере технической готовности платформ.
Также исключена обязанность получения активного согласия на скидки за счет платформ, но сохраняется обязанность раскрывать в договоре порядок предоставления скидок. Сокращен срок уведомления партнера о скидке с 14 дней до 5 рабочих, отменен запрет на "молчаливое согласие", но для скидок ниже минимальной цены требуется активное согласие. Партнер может отказаться от скидок в любой момент. Если продавец отказывается от участия в акциях, платформа не имеет права ограничивать его возможности и рейтинг.
Правительство может ввести требования к отображению информации о цене с учетом скидок за оплату картами банков платформ. "Такая практика может являться скрытым навязыванием банковских услуг, так как понуждает покупателя быстро и без идентификации оформить карту банка платформы", — пояснили в аппарате.
Документом также предусматривается обязанность платформ за 45 дней оповещать партнеров о предстоящих изменениях существенных условий договоров, которые приводят к ухудшению положения партнеров.
В предыдущей версии законопроекта, как напомнили в аппарате Григоренко, предлагалось ограничить частоту изменения условий договора не чаще раза в 3 месяца. Согласно мнению бизнеса, это могло ограничить реакцию платформ на изменения в рыночной среде. "При этом возможности платформ быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям — одно из значимых преимуществ платформенных бизнес-моделей, в связи с которым продавцы выбирают эти площадки для ведения бизнеса. В связи с этим приняли решение вместо ограничения на частоту изменения существенных условий предусмотреть достаточный срок для адаптации партнеров", — заключили в аппарате.
Срок вступления закона в силу также предлагается перенести на 1 марта 2027 года.