Доля маркетплейсов в структуре онлайн-торговли России к 2028 году может вырасти до 72%, сказано в исследовании международной консалтинговой группы SCG, с результатами которого ознакомился ТАСС.
"Согласно прогнозу SCG, к 2028 году объем e-commerce в России вырастет до 30 трлн руб., а доля маркетплейсов достигнет 72%. При этом доля классического онлайн-ретейла продолжит снижаться — до 9% от общего оборота", — сказано в исследовании.
По данным аналитиков группы, около 92% онлайн-покупателей совершают заказы через маркетплейсы, а их доля в общем обороте электронной коммерции в России достигла 63% в 2024 году, тогда как еще пять лет назад она составляла 27%.Таким образом, каждый второй рубль онлайн-покупок уходит не ретейлерам, а агрегаторам.
При этом доля крупного онлайн-ретейла сократилась на 12%, а совокупные недополученные доходы сектора в 2024 году оцениваются в 1,4 трлн рублей. "За 2024 год было совершено 6,8 млрд заказов, однако темпы прироста замедлились до 45%, что является минимумом за последние 5 лет", — сказано в исследовании.
Риски для традиционного онлайн-ретейла
Согласно анализу SCG, традиционные онлайн-ретейлеры сегодня испытывают многоаспектное давление на рынке. Снижается лояльность клиентов — около 74% покупателей регулярно используют как маркетплейсы, так и собственные платформы ретейлеров, что усиливает конкуренцию за удержание аудитории.
При этом потребители становятся более рациональными и предпочитают массовые платформы благодаря их удобству, скорости обслуживания и доступности. Кроме того, расходы ретейлеров на логистику и рекламу уступают масштабам инвестиций интегрированных экосистем таких компаний, как Wildberries, Ozon и "Яндекс.Маркет".
Дополнительным фактором давления стало падение трафика в торговые центры и снижение интереса к офлайн-форматам. Посещаемость магазинов электроники, детских товаров и одежды снизилась на 8-11%.


