Грузовые терминалы в портах Астрахань и Оля готовы к увеличению объемов перевалки после отмены квоты на вывоз зерновых культур. Отмечается изменение тенденций грузовой номенклатуры на перевалку, сообщили ТАСС в Министерстве промышленности, торговли и энергетики Астраханской области.
Правительство России установило тарифную квоту на вывоз зерновых культур из страны за пределы Евразийского экономического союза — она действовала с 15 февраля по 30 июня 2025 года. Установление квоты повлияло на снижение показателей перевалки грузов, в том числе в морских портах Каспийского бассейна. Власти Астраханской области намерены выйти на показатель перевалки в 3,2 млн тонн в июле-декабре 2025 года после прекращения действия квоты.
"С учетом имеющихся мощностей грузовых терминалов морских портов Астрахань и Оля, в случае принятия решения о дополнительных поставках зерновых культур через Астраханский воднотранспортный узел, регион готов обеспечить их хранение и перевалку", — сообщили в министерстве, отметив, что за истекший период 2025 года наблюдается значительный рост объемов перевалки бумаги, метала, оборудования и прочих видов грузов в морских портах Астраханской области.
Там отметили, что в настоящее время около 95% грузооборота Астраханской области составляет торговля с Ираном, при этом основную часть грузовой номенклатуры составляет зерно. Кроме того, с целью продовольственной безопасности Иран развивает на Каспии перегрузочные и складские мощности для зерновых грузов в его северных портах и торговый флот.
Ранее глава региона Игорь Бабушкин сообщал, что общий потенциал перевалки грузов в портах региона составляет сейчас 16 млн тонн. За 2024 год объем грузооборота по транскаспийскому маршруту коридора Север — Юг стал рекордным — 6 млн тонн.
Астраханская область является одним из ключевых транспортно-логистических узлов МТК Север — Юг. Межправительственное соглашение о создании МТК Север — Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта — привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок).


