Транспортную субсидию экспортерам будут распределять с учетом отрасли и страны, написал в своем телеграм-канале глава комиссии Госсовета РФ по направлению "Международная кооперация и экспорт", губернатор Архангельской области Александр Цыбульский по итогам совместного заседания комиссий "Международная кооперация и экспорт" и "Промышленность". Оно прошло на площадке международного экспортного форума "Сделано в России".
"Для сохранения и наращивания темпов экспорта необходимо совершенствовать меры поддержки. В частности, обсуждали трансформацию транспортной субсидии, которая позволяет нашим экспортерам компенсировать часть затрат на логистику. Сейчас планируется перейти к таргетированому подходу — распределению поддержки по отраслям и по странам. Это позволит адресно субсидировать наиболее чувствительные номенклатуры и выстраивать приоритетные транспортные коридоры", — написал Цыбульский.
Статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов пояснил, что таргетирование предлагается проводить по двум направлениям. "Первое — это отраслевой разрез, он позволит учесть номенклатурные позиции, которые больше всего нуждаются в субсидировании затрат на транспортировку для повышения конкурентоспособности. Второе — это страновой разрез, который позволит "раскатать" приоритетные транспортные коридоры. Наша субсидиарная работа должна быть как раз направлена на то, чтобы сфокусировать внимание экспортеров на наиболее эффективных маршрутах — их и будем субсидировать в следующем году", — уточнил Чекушов, его слова приводит пресс-служба администрации Архангельской области.
Цыбульский отметил, что, несмотря на непростую внешнеэкономическую ситуацию, промышленный экспорт демонстрирует устойчивый рост. По данным Минпромторга России, за семь месяцев этого года объем поставок отечественной продукции за рубеж увеличился на 20%. Наиболее активно развиваются металлургическая, химическая и автомобильная отрасли — одни из ключевых для технологического суверенитета страны.
Председатель комиссии "Промышленность", губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев, говоря об экспорте промышленной продукции, отметил высокую эффективность работы Российского экспортного центра, который стал опорой для развития диверсифицированной экономики субъектов РФ, занимающихся экспортом. Он обратил внимание участников совещания на необходимость расширения географии поставок, в частности, химической продукции.
"По итогам первого квартала 2025 года экспорт химической продукции вырос на 22% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, но при этом у нас уже 80% поставок осуществляется в дружественные страны: Индию, Китай, Турцию, Бразилию, страны Африки и Ближнего Востока. Магистральные рынки ушли, но предприятия сумели за четыре года полностью найти для себя новые ниши благодаря поддержке правительства России, Министерства промышленности и торговли России и институтов РЭЦ", — подчеркнул Федорищев, его слова приводит пресс-служба администрации региона.
Развитие маркетплейсов и национальных магазинов
Отдельное внимание в ходе заседания уделили развитию отечественных маркетплейсов. Они становятся важным инструментом выхода российских производителей — особенно малого и среднего бизнеса — на зарубежные рынки. Уже сегодня такие площадки работают в Белоруссии, Азербайджане, Армении, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане и Кыргызстане.
Генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина представила результаты и планы развития программы национальных магазинов "Сделано в России" — коллективных магазинов и витрин с российскими товарами на международных и зарубежных страновых электронных торговых площадках.
Сеть национальных магазинов за последние годы стала ключевым инструментом продвижения отечественной продукции на международных электронных торговых площадках. Сегодня она составляет 50 онлайн-магазинов на 21 площадке в 8 странах: от Китая и Вьетнама до ОАЭ и Узбекистана. Программа позволяет компаниям с минимальными издержками размещать товары за рубежом и получать доступ к широкой дистрибутивной сети.
"Через национальные магазины зарубежные покупатели получают доступ порядка к трем тысячам товарных позиций от 848 российских производителей, из которых 77% — малый и средний бизнес. Национальные магазины "Сделано в России" стали мощным инструментом поддержки наших производителей в продвижении на внешних рынках. Мы не просто создаем онлайн-витрины, а выстраиваем систему омниканального продвижения, чтобы российские товары были узнаваемыми и востребованными за рубежом", — сказала Никишина, ее цитирует пресс-служба администрации области.
С учетом информации Российского экспортного центра Цыбульский рекомендовал субъектам РФ провести необходимую работу по вовлечению регионального бизнеса в программу национальных магазинов "Сделано в России".


