Россияне все чаще совершают незапланированные покупки, сегодня этим опытом обладает 63% населения, что на шесть процентных пунктов больше, чем в 2021 году. Такие данные приводятся в исследовании ВЦИОМ.
"Импульсивное потребление за последние годы стало в России более массовым и регулярным явлением. Почти две трети россиян имеют опыт спонтанных покупок", — говорится в сообщении аналитического центра в телеграм-канале.
Аналитики отмечают, что в основе незапланированных приобретений лежит гедонистический мотив. 49% респондентов, совершавших такие покупки, признались, что их побудило желание порадовать себя или поднять настроение. Привлекательная цена оказалась главным триггером лишь для 29%. Еще 16% покупали спонтанно из желания попробовать что-то новое, а для 12% решающей стала рекомендация близких.
Наиболее склонны к незапланированным покупкам представители молодого поколения. Среди зумеров (родившихся в 2001 году и позднее) таких 73%, среди младших миллениалов (25-33 года) — 77%, среди старших миллениалов (32-41 год) — 73%.
По данным ВЦИОМ, 60% россиян, имеющих опыт спонтанных покупок, не жалеют о них. Каждый четвертый (28%) признался, что иногда сожалеет, но часть импульсивных приобретений в итоге оказывается полезной. Чаще всего о необдуманных тратах сожалеют лишь 11%. Отмечается, что мужчины склонны сожалеть реже (69% не жалеют), чем женщины (соответственно 34% не жалеют).
Аналитики отмечают, крупные торговые центры и супермаркеты остаются важной площадкой для спонтанных покупок. 28% опрошенных чаще всего совершают их именно там. 27% совершают такие покупки в онлайн-магазинах и на маркетплейсах. Еще 17% признали триггерными небольшие магазины и рынки. Каждый четвертый (25%) заявил, что одинаково часто совершает незапланированные покупки и в интернете, и в офлайне.


