Доля онлайн-продаж в розничной торговле в РФ в 2025 г. может приблизиться к 20% — НКР

Понедельник, 22 декабря 2025, 21:01

Доля онлайн-продаж в структуре розничной торговли России может приблизиться к 20% по итогам 2025 года. Об этом говорится в исследовании рейтингового агентства "Национальные кредитные рейтинги" (НКР), с которым ознакомился ТАСС.
"Онлайн-канал остается ключевым источником структурного роста. Доля интернет-продаж в розничной торговле выросла с однозначных значений в начале 2020-х годов до приблизительно 15% в 2024 году и, по оценкам НКР, может приблизиться к 20% в 2025 году. Основной вклад в рост e-commerce вносит непродовольственный сегмент благодаря высокой стандартизируемости ассортимента и относительно низким логистическим барьерам", — рассказали эксперты.
В НКР отметили, что маркетплейсы оказывают системное давление на офлайн-ретейл и по трафику, и по интенсивности маркетинговой активности, и по маржинальности. Онлайн-направление крупнейших сетевых ретейлеров по масштабам остается существенно меньше маркетплейсов, особенно в непродовольственном сегменте. В ряде непродовольственных категорий наблюдается переток спроса из офлайна в онлайн, что ограничивает потенциал роста традиционных форматов, прежде всего гипермаркетов.
Дополнительным фактором усиления позиций маркетплейсов является в том числе развитая сеть пунктов выдачи заказов. По оценкам НКР, их совокупное количество в России приближается к 200 тыс., что сопоставимо с числом магазинов крупнейших сетевых ретейлеров, а в ряде регионов превышает его.
"Мы полагаем, что в ближайшей перспективе продажи части продовольственного ассортимента (в частности напитков и бакалейных товаров) также могут смещаться в сторону онлайн-канала маркетплейсов. Однако в продовольственной рознице наиболее вероятным сценарием является сосуществование маркетплейсов и офлайн-сетей", — объяснили в агентстве. Пока же в продуктовом ретейле офлайн-форматы сохраняют устойчивые позиции, особенно в категориях скоропортящихся товаров. Доля онлайн-продаж у продуктовых сетей остается на уровне 5-7% выручки, что отражает как логистические ограничения, так и сохраняющиеся потребительские предпочтения в пользу офлайн-покупок свежих продуктов: хлебобулочных изделий, мясной и молочной продукции, фруктов и овощей.
Оборот розничной торговли в России, по мнению НКР, в 2025 году впервые превысит 60 трлн руб. по сравнению с 55,8 трлн руб. в предыдущем году. Однако рост показателя в значительной степени обеспечивается инфляцией при умеренной реальной динамике. За январь-октябрь 2025 года оборот розничной торговли составил 49,96 трлн руб. В сопоставимых ценах рост был ограниченным (+2,4%), тогда как в текущих ценах динамика (+10,2%) поддерживалась инфляцией. Структура рынка остается относительно сбалансированной: непродовольственные товары формируют 52% оборота, продовольственные — 48%, добавили в НКР.

Автор: ТАСС

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля