
Известный экономический историк и клиодинамик, один из лучших крестьяноведов Александр Островский в своей книге «Российская деревня на историческом перепутье. Конец XIX — начало XX в.» пишет:
«Как известно право собственности включает в себя три права: право владеть, право пользоваться и право распоряжаться. Заложив крестьян в банке, помещик не только терял право распоряжаться крестьянами без банка (например, продавать их, передавать по наследству, переселять в другие имения и т.д.), но и делил с банком право пользования, так как часть получаемого с крестьян дохода должен был отдавать в банк в счёт обслуживания долга. В результате к 1858 г. 2/3(!!!) крестьян принадлежали помещикам только номинально, а фактически их совладельцами были и банки. Хотя ссуды давались на длительный срок, но рано или поздно их нужно было возвращать. Не имея такой возможности, помещики прибегали к такому способу как перезаклад, поскольку происходило удорожание крестьян, но проблему возвращения долга это не решало. Поэтому можно утверждать, что класс феодалов неудержимо двигался к пропасти финансового банкротства».
Т.е. отменой крепостничества царский режим спасал основу своей власти – помещиков, чтобы выкупные платежи крестьян спасали их. В противном случае уже к 1870-м подавляющее число крестьян (с учётом динамики долга, около 75%) перешли бы в собственность банков, а вместе с этим власть феодалов перешла бы к финансовой буржуазии. Царская власть такого допустить не могла.


