Ученые РЭУ им. Г. В. Плеханова разработали систему персонализированного питания для снижения риска сахарного диабета второго типа за счет коррекции дефицита цинка с учетом генетических особенностей человека. Об этом сообщили в пресс-службе Минобрнауки РФ.
«Мы не только провели фундаментальное исследование, но еще и создали готовое технологическое решение, прошедшее апробацию на производстве. Это наглядный пример того, как компетенции РЭУ им. Г. В. Плеханова в области экономики, товароведения и пищевых технологий работают на укрепление здоровья нации и развитие отечественной индустрии здорового питания. Наша разработка открывает путь к реальной персонализированной диетологии, основанной на генетических особенностях человека», — приводятся в сообщении слова руководителя проекта, заведующего кафедрой пищевых технологий и биоинженерии РЭУ им. Г. В. Плеханова Игоря Никитина.
Ученые разработали комплексную систему, которая включает выявление группы риска с помощью генетического тестирования и создание технологий производства продуктов массового потребления для коррекции дефицита цинка. В их числе хлебобулочные изделия, мармелад и молочные продукты. В качестве источника микроэлемента исследователи использовали бисглицинат цинка, показавший высокую биодоступность и технологическую применимость.
Проект направлен на снижение риска развития сахарного диабета второго типа с учетом наличия у потребителей полиморфных вариантов гена SLC30A8. Исследователи также провели систематический обзор научных данных, подтвердивший ключевую роль цинка и его транспортера ZnT8 в метаболизме инсулина.
Анкетирование позволило оценить среднесуточное поступление цинка: недостаточное потребление этого микроэлемента с пищей было выявлено у 23% женщин и 32% мужчин.
В рамках клинического испытания добровольцы, в том числе носители рисковых вариантов гена SLC30A8, в течение трех месяцев ежедневно употребляли мармелад, обогащенный бисглицинатом цинка. По итогам эксперимента уровень цинка в сыворотке крови участников в среднем вырос на 10%, а доля людей с подтвержденным дефицитом микроэлемента сократилась в пять раз — с 32% до 6%.
Работа выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда. В проекте участвовали сотрудники научно-исследовательской лаборатории «Биотехнологии пищевых систем» РЭУ им. Г. В. Плеханова и специалисты кафедры медицинской генетики и постгеномных технологий Сеченовского университета.


Войдите, чтобы отправить комментарий