В Ярославской области все меньше используется земель сельскохозяйственного назначения, и, как справедливо говорилось на совещании в департаменте АПК региона, если в этом году не начнется обратный процесс, то растениеводство по-прежнему будет откатываться назад. Увы, к началу посевной-2010 только под яровые культуры муниципальные районы заявили на 4 тыс. га меньше площадей, чем в прошлом году, пишет «Ярославский регион». То есть процесс зарастания пашни бурьяном и березками в Ярославской области идет полным ходом и останавливаться не спешит. Например, Угличский муниципальный район сокращает нынче еще 1000 га, на 800 га меньше посеют весной сельхозпредприятия Даниловского муниципального района, на 1000 га меньше — Мышкинского и Любимского. И это столь безрадостное перечисление сокращения пашни можно продолжать и продолжать. Удивительно ли, что Ярославская область сегодня по посевным площадям оказалась чуть ли не на последнем месте в России?
И вот что волнует особенно: даже этот жалкий, с каждым годом тающий клин работающей земли лишь на 17% оформлен сельхозпредприятиями в собственность или аренду. Получается, что в остальном – аж на 83%! – этой землей хозяйства могут пользоваться на птичьих правах. И это, несмотря на то, что правительство области из бюджета возмещает агропредприятиям все затраты на оформление земли то ли в собственность, то ли в аренду. Кстати, пустующие из года в год участки постепенно теряют свое плодородие, и в итоге 61% земель сельскохозяйственного назначения не обеспечены гумусом, крайне бедны микроэлементами и закислены.
После объединения нескольких сельсоветов в Карабихское сельское поселение, оно стало самым крупным муниципальным образованием Ярославского района, где 64 населенных пункта, в которых проживают 14 тысяч человек. Как же управляется эта территория площадью в 22,3 тыс. га и удается ли администрации поселения успешно решать волнующие людей социально-бытовые проблемы? Отвечая на эти вопросы «Ярославского агрокурьера», глава администрации поселения Т.Хохлова подчеркивает, что Карабихское поселение не является дотационным, и все, что здесь делается, объясняется, в первую очередь, именно этим обстоятельством. То есть речь идет о том, что поселение не выпрашивает денег в районе (а тем более – в области), потому что у него есть свой (полновесный) бюджет, который позволяет администрации поселения действовать эффективно.
Откуда же в этом поселении деньги, на острую нехватку которых жалуются чуть ли не все, за редким исключением, сельские поселения области? Да, это верно, говорит Хохлова, так уж сложилось, что Карабихское поселение находится в выигрышном положении: сюда, на южную границу Ярославля, охотно приходят отечественные и зарубежные инвесторы, которые строят здесь сейчас заводы и торговые комплексы. А это – налоги, и немалые. Но нельзя забывать и о том, что работа с инвесторами требует огромных усилий от администрации сельского поселения. Фирмам надо отвести землю, согласовать массу технических и социальных вопросов. То есть, необходим совершенно новый, современный, неведомый прежде подход к делу, ничего общего не имеющий с той работой, которой раньше занимался сельсовет. Даже подчас требуется искусство налаживать деловые партнерские отношения с бизнесменами.
Да, это, безусловно, непросто, да, это требует высокого профессионализма и очень многих усилий. Но зато это и сулит великолепную отдачу в виде налогов. Представляете, бюджет 2010 года Карабихского сельского поселения составляет 30 млн рублей. И хотя треть этих денег идет в район, 20 млн все-таки остаются. А это такие деньги, о которых другие сельские поселения и не мечтают. И как они, эти деньги, расходуются в Карабихском поселении? На благоустройство в этом году решено истратить 12 млн рублей. Асфальтирование дорог будет стоить 8 млн, уличное освещение – 1 млн, установка детских площадок – 500 тыс., ремонт колодцев – 126 тыс. рублей, Характерно также, что почти 40% бюджета поселения уйдет на содержание объектов культурной сферы, а это – четыре клуба и шесть библиотек.
Редкостный случай произошел в Переславле-Залесском: депутаты районного законодательного собрания, рассмотрев на своем заседании отчет о работе в 2009 году главы района А.Рычкова, поставили ему официальный «неуд». За что же такая немилость? А вот за что, поясняет «Золотое кольцо». Депутатский «неуд» — за плохие дороги и развал сельского хозяйства, где к «черному списку» уже скончавшихся в прежние годы хозяйств в прошлом году присоединились еще три бывших колхоза – «Рахманово», «Трудовик» и «Красная заря». «Неуд» главе района также был поставлен за угрозу закрытия, нависшую над сельскими больницами, амбулаториями и фельдшерско-акушерскими пунктами, у которых в мае истекает срок лицензий, а новых им никто не даст. «Неуд» — и за закрытие малокомплектных школ в «неперспективных населенных пунктах», которые покидает народ. И за то, что село Купанское утонуло в канализационных стоках, а за водой люди ходят на речку. Правда, сторонники главы района уговаривали депутатов не ставить «неуд». Дескать, это удар по авторитету района. Но депутаты остались непреклонными.
А вот главе самого дальнего в регионе Брейтовского района С.Карабицкому вроде и не собирались ставить «неуд» на заседании правительства Ярославской области, где был заслушан его отчет, но существа дела это не меняет, рассказывает «Северный край». Социально-экономическое положение в районе напряженное: здесь обанкротились многие колхозы-совхозы, закрылись промышленные предприятия, и в результате безработица стала самой высокой в области – 8,25%. Неудивительно, что уровень собираемости коммунальных платежей составляет в районе 50%, а долг населения – 19 млн рублей. Кстати, Брейтовский район – это единственный район Ярославской области, который так и не сумел из-за развала всей системы ЖКХ войти в программу капитального ремонта жилых домов по 185-му Федеральному закону. И на все это в районе ответ: нет денег. Скажем, перед новогодними праздниками пожарные закрыли 9 сельских клубов из … 10. А денег на устранение предписаний пожарных в районной казне нет. Как нет денег и на то, чтобы подготовить школы к лицензированию и отремонтировать больницу.
Но что же делать? Есть ли тут выход? Правительство области утвердило программу социально-экономических мер, которые должны помочь Брейтовскому району выпутаться из этой ситуации. Даже предлагается создать немало новых рабочих мест за счет развития туристической зоны «Рыбинское море». Остановка теперь за малым – претворить намеченное в жизнь.


