«Обзор нижегородской прессы».

Вторник, 20 октября 2009, 19:17

Основное внимание местные издания по-прежнему уделяют уборке урожая. Как сообщает «Нижегородская правда», первый миллион тонн зерна нового урожая был намолочен в области как раз к последнему дню августа, а по оперативной сводке минсельхозпрода на 3 сентября общий намолот зерна у нижегородцев составил 1044 тыс. тонн. Всего зерновые убраны с площади 420 тыс. га, что составляет около 70% посевов. Сейчас средняя урожайность составляет более 26 ц/га, тогда как в прошлом году она была на два центнера ниже. Потому ставится нынче задача получить в области 1,4 млн тонн зерна. Эти немалые рубежи, как подчеркивает издание, вполне по силам нижегородским аграриям. В южной зоне наиболее быстро ведут жатву хозяйства Пильнинского, Большеболдинского, Бутурлинского, Краснооктябрьского, Сергачского районов, где зерновые убраны на 80-90% площадей. В центральной зоне такими же темпами убирают урожай в Лысковском, Перевозском, Княгининском, Вадском районах. Среди северных районов лидируют хозяйства Городецкого, Ковернинского, Шарангского и Уренского районов, где пока убраны зерновые на половине площадей.

Особенность осенней страды в том, что одновременно селянам приходится заниматься и другими неотложными делами — сев озимых проведен на отчетную дату на 123 тыс. га, что составляет половину плана. Подходит к концу теребление льна, поднято 77 тыс. га зяби (это пока четверть плана), начата копка картофеля, который убран на трех тыс. га – около 20% всех площадей.

Основное аграрное издание области — газета «Земля нижегородская» на протяжении нескольких последних номеров немало места отводит теме, которая сегодня особенно волнует земледельцев. Речь идет о ценах на зерно нового урожая. Как отмечается в острой критической заметке на первой полосе «Трагикомедия с ценой в главной роли» ныне на селе поистине нелепая сложилась практика, когда цену на сельхпродукцию назначает не тот, кто ее произвел и является владельцем урожая, а разного рода перекупщики или переработчики. Понятно, что эти посредники стараются снизить предельно закупочные цены, чтобы самим остаться в самом большом барыше. Как замечает газета, «нужно, наконец, принять закон о продовольствии, в котором записать : цену на продукцию устанавливает сам хозяин, ее производитель. А чтобы аграрий не назвал непомерную цену (ведь и такое может быть), ему для профилактики в том же законе можно определить верхнюю границу рентабельности».

Каковы сейчас запасы зерна в области, дают представление следующие цифры — в хозяйствах уже намолочено 610 тыс. тонн пшеницы, 61 тыс. тонн ржи, 254 тыс. тонн ячменя, 74 тыс. тонн овса. А ведь уборка едва перевалила свой «экватор», эти зерновые запасы будут и дальше пополняться, тем острее встает перед селянами проблема — какую цену они нынче смогут взять за свой хлеб.

В статье « Когда колос без прибыли» анализируется ситуация с продажей зерна в крупнейшем зерновом хозяйстве — ОАО «Румянцевское», где зерновые занимают около трех тыс. га. В этом элитно-семеноводческом хозяйстве первым делом убрали лучшие семенные участки, а все излишки таких семян, которые, к сожалению, не удается продать по высоким ценам, приходится сдавать на переработку на мельзавод в областном центре. Пшеница сейчас идет в основном третьего класса, с некоторых полей она собрана с содержанием клейковины до 27%. При себестоимости килограмма зерна в 5 рублей приходится отдавать ее гораздо дешевле, что чревато немалыми убытками для хозяйства. За пшеницу 4 класса дают пока и того меньше — в пределах 4 руб за кг.

Здесь следует сделать еще одно важное уточнение. Все сельхозпредприятия ныне работают на едином сельхозналоге, т. е. без налога на добавленную стоимость. А цены, по каким приходится отдавать зерно, как раз с таким НДС. Словом, сельчане теряют еще 10% от первоначальной цены. Словом, конечная цена никак не покрывает затрат производственников, они заранее оказываются в проигрыше.

В статье «Иногда даже грустно» приводится такой любопытный случай. В разгар заготовительной кампании начальник Краснооктябрьского райсельхозуправления Ф. Башаров вместе со специалистами сделал примерный расчет себестоимости килограмма зерна озимой пшеницы нынешнего года. При средней урожайности в 25 ц с га (в начале уборки) она получилась в 3 руб 70 коп за кг. А когда впоследствии стали убирать не самые лучшие поля и урожайность здесь снизилась до 20 ц с га, то и себестоимость поднялась до 4 руб за кг зерна. Любопытно, что в прошлом году окончательная себестоимость по озимым получилась в районе 4 руб 70 коп за кг. А к началу сентября заготовители давали за зерно такие цены — кг пшеницы с клейковиной в 23% шел за 4,3 — 5 руб, фуражная пшеница — от 2 до 3 руб за кг. Это с налогом на добавленную стоимость, а если его вычесть, то селянам достается еще меньше выручки. Кроме того, им надо своим транспортом доставить зерно покупателю, а это немалые дополнительные расходы.

Под заголовком «Ждем зерновых интервенций» печатается подборка материалов с мнениями аграриев о нынешней ценовой политике, которая сильно бьет по интересам сельского хозяйства. Как рассказывает начальник Шатковского райсельхозуправления В. Лазарев, нынче в районе получен богатый урожай, но он не радует селян, поскольку продать зерно за сколько-нибудь сносные цены никак не удается. Раньше его охотно брали соседние птицефабрики, а сегодня они пока выжидают… дальнейшего снижения цен. Мукомолы предлагают свой вариант — готовы взять на хранение зерно у крестьян, чтобы те смогли дождаться к зиме нормальных цен. Но ведь за такое хранение надо платить, а все эти издержки удастся ли перекрыть «зимними» ценами?

Руководитель СПК «Земледелец» этого же района Д. Декалин, похоже, доведен до отчаяния, когда признается в газете: «Скажу прямо — если бы случилась засуха, было бы лучше, чем нынешнее положение на зерновом рынке. Переработчики знают, что зерна у крестьян много и девать его сегодня некуда, потому за кг ячменя мы получаем всего по 2,5 руб, пшеницу фуражную отдаем по 2,8 руб, овес идет по 2,3 руб. Даже те, кто сумели продать зерно по себестоимости, получается, работали «за так» — без всякой прибыли. А ведь нынешнюю себестоимость зерна во многом сформировали растущие безудержно цены на горючее, удобрения, запчасти, электроэнергию. Словом, крестьяне снова оказались без вины виноватые…».

Директор СПК «Комаровское» В. Захаров задается не менее грустным вопросом: «Что еще в стране подешевело, кроме зерна и молока? Зачем сеять, если сегодня проще зерно на рынке купить? Нам за ячмень недавно предлагали вообще смешные цены — по 2,2 руб за килограмм. Мы пока вынуждены продавать зерно от большой нужды, а вовсе не от достатка. К счастью, реализовать на рынке зерна намечаем немного — у нас быстро растет поголовье скота на новом молочном комплексе, так что дешевые концентраты самим зимой понадобятся, зерно постараемся «переработать» в доходное молоко».

А вот не менее компетентное мнение главного агронома Лукояновского райсельхозуправления Т. Тильковой о нынешней ситуации с продажей зерна: «Таких низких цен на хлеб никогда прежде не было — по 2,3 руб за кг. Правда, подороже идет продовольственная пшеница с клейковиной в 26%. Но в нашем районе такого зерна нынче очень мало, и виной тому не земледелец, а неустойчивая погода — налив колоса совпал с жарой в тридцать градусов, клейковины, белка в зерне не получилось. Среднее содержание клейковины у нас пока в пределах 15-19%. Но себестоимость зерна в среднем колеблется от 3 до 3,2 руб за кг. Вот и думай крестьянин, как жить дальше, ради чего работать на земле, если от этой работы у нас одни убытки».

Пожалуй, только в ответе начальника Дальнеконстантиновского райсельхозуправления Н. Денисова просматривается некая перспектива — если вовремя будут проведены закупочные интервенции, это должно благотворно сказаться на ситуации, стабилизировать цены на рынке. Правда, Денисов делает еще одну оговорку — лишь бы не с опозданием эта работа была проведена, как это уже не раз наблюдалось в прошлом. Со своей стороны, в хозяйствах этого района не первый год используют технологии минимальной обработки почвы, что позволяет существенно снизить себестоимость продукции. Сейчас по этой технологии здесь обрабатываются 70% площадей под зерновыми.

Государство не должно стоять в стороне от нынешних проблем на селе. Вот промышленности оказывается немалая помощь, на нее вправе рассчитывать и селяне. Если деньги нельзя выдать селу в виде дотаций и компенсаций за продукцию, то следует банкам пролонгировать займы хозяйствам, отодвинуть сроки гашения их. Если вовремя будет оказана помощь по возврату кредитов, то селянам удастся, по крайней мере, не упасть ниже сложившегося нынче экономического уровня…

О том, что крестьянину сегодня нужна предельная ясность с ценой на зерно, говорит директор СПК «Деяновский» В. Болтаевский: «Нам советуют сверху — не продавайте зерно по низким ценам, они должны со временем возрасти. Хорошо, если это четко обозначилось хотя бы к середине сентября: в региональный фонд зерно пойдет не ниже 5 руб за кг, при интервенционных закупках государством — не менее 5,5 руб. Вот туда со спокойной душой его и повезли бы. Может, и будут такие цены, но когда? В ноябре или декабре, когда из нас буквально выжмут зерно за бесценок, играя на нашей нужде безотлагательно платить по всем кредитам…».

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля