Около года выходит специальный сельский выпуск «Новый пласт» — тематическое приложение к областной газете «Нижегородская правда», в котором за этот срок было опубликовано немало деловых, острых материалов по проблемам развития сельской экономики в регионе. В недавнем августовском выпуске приложения «Новый пласт» напечатано интервью с известным нижегородским аграрием, руководителем ЗАО «Нива» В. Макаровым под заголовком «На хозяине дело держится».
Этому интервью предпосланы такие авторские строки журналиста: «С Макаровым беседовать непросто. Огромный организаторский опыт руководителя одного из лучших сельхозпредприятий области, да и просто жизненный опыт, позволяют ему давать смелые, а порой резкие оценки всему тому, что так тревожно складывается сейчас в аграрном секторе экономики. И в области, да и в стране. Потому порой приходилось осторожно переспрашивать: «Так и написать?» На что Валерий Николаевич отвечал: «Так и напиши. Я своих мыслей никогда и нигде не скрывал, и бояться мне уже нечего. Только вот обидное разочарование тревожит: мало что в аграрной политике меняется в лучшую сторону. Но и воевать мне уже не хочется. Бесполезно. Вот есть у меня дело, конкретное, сам знаешь, какое это большое и сложное производство — ЗАО «Нива», за него и болит душа. Удержать вопреки всему. Хотя все труднее и труднее…»
Сейчас на осеннем поле сошлись все крестьянские заботы – заготовка кормов, уборка зерновых, озимый сев. В «Ниве» работают с умом. Уж совсем вроде бы прописные истины: хочешь хорошее сено получить, а не жесткую перезревшую Стеблину, так не по дням — по часам следи, когда трава в самом нежнейшем расцвете. Ни раньше, ни позже. И никакие дорогостоящие лабораторные анализы не нужны. Крестьянская интуиция сама сработает. Нет, конечно же, плюс к тому грамотный научный расчет.
Да и с дисциплиной — жесткий порядок. Макаров сам, проведя в семь утра короткую оперативку, не один раз за день все горячие точки посетит и до девяти — десяти вечера, пока не замолкнут на полях все агрегаты, домой не возвратится. Потому и с других имеет право жестко требовать. В страду — никаких выходных. За них — двойная оплата и лишние дни к отпуску, когда все уже прибрано и ухожено. И не единого случая по причине срыва. О пьянке речь вообще не идет. Тут вообще разговор короткий. Даже случись какое-то семейное торжество, вот тебе полдня и вечер, а утром — как штык !
Вот так и получилось, что весь сенокос занял менее двух недель. И такого-то сенца заготовлено 1700 тонн. С запасом хватит на все поголовье, которого в «Ниве» аж две тысячи. А из них — тысяча коров. Сенажа заложили 16,5 тысячи тонн. Прикинули общий энергетический запас грубых и сочных кормов. Получается по 30 центнеров кормовых единиц на условную голову скота. А ведь еще не закладывали кукурузу на силос. Время ее уборки подойдет только в сентябре.
Жатва хлебов, как и кормозаготовки, Макарова совершенно не беспокоит. С той технической обеспеченностью и умелой организацией работ уборка зерновых к настоящему времени уже завершается. И когда мы бывали на зерновых токах, то с удивлением не обнаружили ни завалов зерна, ни суматошной, свойственной этому времени многолюдной суеты. Хотя Макаров на тока отряжал, случись хоть малейший затор, своих конторских работников.
Под навесами на токах только то зерно, что привозят из-под комбайнов, тут же подрабатывают и, если влажность в норме, — в закрома. А надо подсушить — на центральный зерносушильный комплекс. Все своим чередом. Под первичные перевалочные тока приспособили площадки для хранения техники. Нынче загодя их заасфальтировали, отремонтировали навесы. На зиму сюда всю технику припрячут. Вот и получилось, что когда мы хотели сфотографировать «массовый героизм» и ожидаемые огромные бурты намолоченного зерна, ничего не получилось. Зерновых в «Ниве»- 3,8 тыс. га, озимые дали вкруговую по 40 ц., яровые — по 35 ц. есть еще посевы ячменя, горчицы и рапса. Последний сеют только для получения семян, а остальное — в качестве сидератов. Проще сказать, зеленых удобрений. Массу рапса просто запахивают.
Но проблем в «Ниве», как и в других хозяйствах, — выше крыши. К примеру, от прошлого урожая здесь осталось элитного семенного ячменя. Не смогли реализовать. Во всей округе хозяйства так обеднели, что купить элиту не могут. Вот и сеют «мусором», все дальше обрекая себя на скудные урожаи. Потому и не верит Макаров в разумность нынешней аграрной политики государства. И не скрывает своего разочарования. И вынужден прошлогодние нереализованные запасы продовольственного и семенного зерна (более тысячи тонн) пускать на фураж. А ведь это какая упущенная выгода. Даже высокими надоями молока ее не компенсируешь.
Макаров рассказывает: «Как бы мы не экономили на всем, себестоимость килограмма пшеницы выходит около пяти рублей. А нам мукомолы и этой цены сейчас не предлагают. И от областных ведомств никаких внятных посылов по ценообразованию не доходит. А ведь, обратите внимание, такую себестоимость сформировали все повышающиеся цены на энергоносители, удобрения и прочее…».
И, наконец, главное разочарование этого человека: «Руководителем «Нивы» я работаю уже девятнадцать лет. И вот с болью вынужден признать, что впервые за годы существования этого хозяйства мы нынче за первое полугодие получили 1,8 миллиона рублей убытков. Даже аналогичное полугодие прошлого года принесло 23 миллиона рублей прибыли. А ведь мы не стали работать хуже, ум тоже вроде еще не подрастеряли. Сейчас, казалось бы, надежда на новый урожай, чтоб его нормальной ценой во вторую половину года компенсировать убытки. Так нет, не выходит. Я глубоко убежден, что зерно и молоко в плане ценообразования должны быть под жестким государственным регулированием. Иначе… И нечего прятаться за ширмой финансового кризиса. В нашей стране он рукотворный».
Что же это получается,- задается вопросом журналист. Даже он, Макаров, такая-то глыба в крестьянском мире, начинает терять веру и оптимизм. Трудно представить такое. Или он что-то недоговаривает? Разочарование – это ведь отнюдь не повод складывать лапки и уж тем более поддаваться панике. Уверен, есть у него мысли, как даже в этих кризисных условиях находить нестандартные пути дальнейшей оптимизации производства. Но, ведь с другой-то стороны, как ни оптимизируйся, высасывание сил из села продолжается. И до бесконечности это продолжаться не может…
Надо сказать, что каждый очередной выпуск специального приложения «Новый пласт» в газете «Нижегородская правда» принимается читателями с большим интересом и пониманием. А иначе и быть не может — в материалах этого выпуска поднимаются злободневные, давно назревшие проблемы сельской экономики, которая ныне оказалась вовсе не по вине аграрников в глубоком прорыве. Теперь не менее важно добиваться практического решения этих проблем. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы в редакции наладить, так сказать, обратную связь, добиваться действенности своих критических выступлений, публикуемых в сельском выпуске «Новый пласт».


