На Белгородчине хотят повернуть процесс урбанизации вспять
Белгородские власти надеются, что миллиардные вложения в сельскую инфраструктуру приведут к притоку в деревни городского населения.
Сельский кластер.
Правительство области утвердило концепцию социального обустройства сельских территорий до 2012 года. Этот документ, во-первых, стал своеобразной точкой пересечения местных целевых программ, связанных с обустройством сельских территорий. Во-вторых, он придал ясные очертания понятию «социальный кластер». О том, что кластерная застройка должна стать главным принципом организации сельской инфраструктуры, в регионе говорится давно.
Что такое сельский кластер? По мнению разработчиков программы, каждый населенный пункт с населением более пятисот человек должен включать в себя восемь «обязательных точек»: досуговое учреждение, школа со спортзалом, помещение для участкового, баня, административное здание, храм и благоустроенное кладбище.
— Все это должно быть на территории каждого муниципального образования, — считает губернатор Евгений Савченко. — А их у нас — более трехсот. Кроме того, к каждому сельскому подворью должны быть подведены дорога, газ, электроэнергия, вода.
Чиновники планируют провести оценку состояния действующих учреждений в селах — и построить недостающие. Если социальные обекты нуждаются в реконструкции, на это будут выделены средства из областного бюджета.
Расходная книга.
В чем уникальность принципа кластерной застройки? Специалисты говорят, что он упорядочивает расходы, предусмотренные в местных целевых программах. Ни в одном регионе нет списка обектов, необходимых для полноценной жизни селянина. Белгородские чиновники Америки не открыли, а просто придали социальным расходам «концептуальную упаковку».
В 2008 году сельские застройщики должны возвести 490 тысяч квадратных метров жилья. К примеру, в области действует программа капитального ремонта сельских клубов. В нынешнем году на эти цели планируется потратить чуть более двухсот миллионов рублей — примерно столько в сельские «культурные центры» было вложено в предыдущие два года. В январе стартовала программа реконструкции и строительства центров для врачей общей практики. Власти надеются, что 82 миллиона, выделенные на деревенскую медицину, помогут превратить нынешние амбулатории в комфортные учреждения. 380 миллионов будет вложено в водоснабжение населенных пунктов, 152 — в благоустройство Список расходов каждой из местных программ можно продолжать долго. Теперь они сведены воедино.
В своем доме.
Отдельный вопрос — индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) в селах. Если в пригородах Белгорода, Старого Оскола, Губкина коттеджная застройка идет активно, то в глубинке — все по старинке. Есть кредитные ресурсы на возведение собственных домов — действуют местные программы, нацпроект «Доступное и комфортное жилье», федеральная целевая программа «Развитие села». Однако реализуются они «со скрипом». Региональные власти считают — на местах не заинтересованы в популяризации ИЖС, поскольку реализация этих программ «нагружает» чиновников, возлагает на них дополнительные заботы.
Между тем в этом году сельские застройщики должны возвести 490 тысяч квадратных метров жилья — чуть больше сорока процентов общеобластных обемов. Инвестиции из бюджета на жилищное строительство превысят миллиард. Начиная с этого года в регионе действует система реализации цемента индивидуальным застройщикам с 70-процентной скидкой. Так что строиться селяне все-таки будут. Желательно, чтобы это делали не только деревенские жители, но и горожане — вложения в сельскую инфраструктуру должны обернуться притоком населения в глубинку.
Было бы желание.
Сами по себе инвестиции в инфраструктуру не помогут привлечь горожан в село — нужно, чтобы они сами захотели этого.
Сегодня многие белгородские поселения с населением в несколько тысяч человек полностью отвечают условиям кластерной застройки. Есть и работа — крупные животноводческие агрохолдинги предлагают заработную плату не ниже средней по области. Этот фактор, считают эксперты, приводит к тому, что в селах резко падает процент безработных.
«Палочкой-выручалочкой» может стать создание условий для развития личных подворий. В рамках губернаторской программы «Семейные фермы Белогорья» созданы условия для ведения аграрного «микробизнеса»: «на земле» можно заработать больше, чем в городе.
— В сельское предпринимательство надо вовлекать не только жителей деревень, но и горожан, — уверен губернатор Евгений Савченко. — Я надеюсь, что у нас начнется движение из городов на сельские просторы. Собственно, оно уже начинается.
Постепенно снижается миграция селян в города. Уровень жизни в глубинке за последние годы существенно вырос. Белгородские власти делают ставку на выравнивание условий между городом и деревней. Если нет особой разницы в зарплатах, инфраструктуре, жилищном комфорте, но есть чистый воздух и вода, то выбор в пользу села предначертан.


