На этой неделе производители сыра вынуждены будут снизить цену на продукцию в среднем на 10%. А еще через 7 дней эксперты прогнозируют второй спад — до 12,5%. Другого пути у молокопереработчиков нет, так как на алтайский рынок может прийти дешевый белорусский сыр.
Сыроделы края уже снижают закупочную цену на молоко и ищут варианты минимизации затрат. Они пока неохотно обсуждают, что будет с той долей рынка, которую им удалось отвоевать в Москве. Но то, что сыроделов и сельхозпроизводителей ждут не лучшие времена, говорит за них европейская конюнктура цен, которая в апреле дойдет до Алтая.
Вытеснить по-братски.
В прошлом году край выпустил 58,5 тыс. т сыра и по этому показателю стал лидером в стране. Но с 1 апреля эти позиции могут пошатнуться. Переработчики молока будут вынуждены снижать отпускные цены на сыры в среднем на 10%. А через неделю цена упадет еще на 12,5%. «Российский рынок немного «тормозной», и все процессы в нем идут с опозданием от мирового рынка примерно на месяц-полтора. То, что уже произошло, нас ждет в апреле. И в большей степени это коснется производителей не брендовых, а народных сыров», — уверяет Юрий Пекшев, гендиректор компании «Столица молока».
Причин тому несколько. Все они озвучивались на форуме молокопроизводителей России, который прошел в конце марта в Москве. Самая главная причина — открытие границ для молочной продукции из Белоруссии. Как рассказал на условиях анонимности один краевой чиновник, «уходящему президенту надо оставить о себе хорошую память, а новому — наладить отношения с соседями». Именно поэтому 21 марта в Минске на заседании совета министров Союзных государств был утвержден 5-летний баланс поставок продовольствия между Белоруссией и Россией, сообщает агентство «АгроФакт». Таким образом, поставки молокопродуктов из соседнего государства в 2008 году должны составить 2,8 млн т. В прошлом году организации, подведомственные министерству сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии, экспортировали в Россию 2,1 млн т молочных продуктов. Но участники форума молокопроизводителей говорят о том, что доля неучтенной и контрафактной продукции намного выше. «Молочный союз России поднимал вопрос квотирования поставок продуктов из Белоруссии. На что получил ответ: про это забудьте — страна братская», — констатирует Юрий Пекшев.
В Москве белорусский сыр на оптовых базах стоит 120 руб/кг. «Если он будет доставлен на Алтай, то его цена вырастит на шесть рублей за каждый килограмм», — приводит нехитрые расчеты Ольга Воронова, гендиректор «Алтайского маслосырзавода». И дополняет, что в середине марта отпускные цены выпущенных ими «Алтайского» и «Швейцарского» сыров равнялись 170-175 руб/кг, а с апреля они опустятся до 160 рублей.
Ударили по молоку.
В свою очередь сыроделы с 1 апреля понижают закупочную цену на молоко. Даже в бийской зоне, где 4 сельхозпредприятия создали альянс и пытаются удерживать цену на свою продукцию, неизбежно снижение. «Молокозаводы еще в середине марта предупредили нас, что с апреля принимают сырье на рубль дешевле, то есть по 13 руб/л молока с НДС», — констатировал директор бийского хозяйства «Заозерное» Сергей Володин.
В районах после того, как была озвучена позиция заводов об удешевлении молока, начался ажиотаж. «Мне чуть ли ни со всех районов начали звонить и говорить, что закупочная цена упала. В отдельных районах называют цену 7 руб/л. Такая цифра ни одним заводом не называлась», — возмущается Николай Кустов, начальник Управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности края.
Эксперты прогнозируют, что в летний период добавится еще сезонный «упадок», и цена дойдет до 8,5 руб/л молока. Для сельхозпроизводителей такие предположения неутешительны. «На конгрессе в Москве ребята, которые в европейской части строят мегафермы, говорили, что с такими прогнозами они все инвестиции будут замораживать», — передал реакцию коллег Юрий Пекшев.
Более неожиданное заявление сделал директор группы компаний «Киприно» Денис Зюзин. «Мы приняли решение сократить количество наших хозяйств, из девяти оставим три базовых. Таким образом мы сможем снизить затраты на производство молока. Помимо рыночных проблем стоит и кадровый вопрос. Молодежь, прежде чем вернуться в село, смотрит не только на зарплату, но и на саму деревню, инфраструктуру в ней и социальные блага», — сказал Д. Зюзин на совещании руководителей предприятий молочной отрасли края. И обратил вопрос к Михаилу Чмыреву, заместителю начальника ГУСХ: «Что мы с вами будем делать?» Кроме расплывчатого слова «работать», в ответе чиновника конкретных предложений не прозвучало.
Конкурировать сложно.
Предприятия молочной отрасли не могут похвастать сокращением издержек производства до минимума, как, например, зерноперерабатывающая отрасль края, которая имеет самые низке издержки в России. Отсюда себестоимость алтайского сыра выше, чем белорусского. Помимо этого Николай Кустов отметил, что в соседнем государстве развито эффективное молочное скотоводство. Соответственно, себестоимость молока там ниже.
«Белоруссия сегодня от каждой коровы получает 6 тыс. т молока в год, наши хозяйства — 3 тыс. т», — констатирует Денис Зюзин. Помимо этого большая часть молочного скота сосредоточена в нашем регионе на личных подсобных хозяйствах, где речь об эффективности производства ведется не на том уровне, который необходим.
Все факторы сыграли не на руку переработчикам и производителям молока на Алтае. Сыроделы уверены, что отстоят свои позиции в крае, но с опаской говорят о том, как они будут конкурировать на московских рынках, куда поставляется большая часть алтайской продукции. «Наш завод больше половины произведенных сыров отправляет в Москву. Я думаю, что мы сохраним свои позиции», — комментирует Ольга Воронова. А сельхозпроизводители вновь поднимают вопрос об инвестиционной непривлекательности сельского хозяйства в крае.
«Всем понятно, что предстоят непростые времена. Когда мы увидели цены на белорусские сыры на оптовых рынках Москвы — 120 руб/кг, нас это повергло в шок, — отмечает Николай Кустов, начальник Управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края. — При существующих закупочных ценах молока нашими заводами и при тех расходах в 12 л на производство 1 кг сыра конкурировать нам просто невозможно. Сейчас на Алтае идет еще и сезонный спад стоимости молока. Но надо иметь в виду, цена не упадет очень сильно. Амплитуда колебания максимальной и минимальной цен в 2007 году составила около 7%, в 2008 году она не будет большей. Со стороны Белоруссии нет никаких конюнктурных происков батьки. Там есть высокий уровень перерабатывающей промышленности и эффективное молочное скотоводство. С участием государства модернизированы четыре ведущих перерабатывающих предприятия. И когда мы начинаем кричать «Давайте закроем границу!», надо помнить, что с Белоруссией у нас ограничений нет. И требовать этих ограничений только из-за того, что белорусы работают лучше нас в молочной отрасли, не совсем прилично. Эффективность их молочного производства гораздо выше — у них затраты на производство сыра на четверть ниже, чем у нас. Нам надо делать выводы, которые бы позволяли нашим заводам снижать издержки производства, и выстраивать взаимоотношения с сельхозпроизводителями, чтобы качество поступаемого на предприятия молока была высоким».
Кроме того, значительно снизилась цена и резко упал спрос на сухую сыворотку и сухое молоко. Сухое молоко теперь стоит $3. И наблюдается тенденция движения к $2,5.
Структура переработки молока предприятиями Алтайского края в 2007 году:
— 6% — сухое молоко;
— 15% — цельномолочная продукция;
— 26% — масло животное;
— 53% — сыр.
Ввоз и вывоз из Алтайского края молочных продуктов (тыс. т):
Источник: управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края (данные первых 9 месяцев 2007 года).


