Эпидемия птичьего гриппа отнюдь не оставляет РФ. Причем отечественное птицеводство продолжает оставаться наиболее динамично развивающейся сельскохозяйственной отраслью страны. А импорт продуктов птицеводства, особенно из США, сократившийся с 2005 года, с осени 2007 года вновь растет. Некоторые российские чиновники и аналитики склонны обяснять эпидемическое наступление на птицеводство в РФ ни много, ни мало специальной диверсией, которая осуществлялась не только в России.
К концу 2007 года птичий грипп поразил свыше половины территории Краснодарского края, часть Ставрополья, Дагестана, Калмыкии, минимум половину Ростовской области, некоторые поволжские и западносибирские области. Иногда «десантируется» болезнь и в Подмосковье.
По данным эпидемиологических и ветеринарных служб, есть опасность вспышек этой болезни в птицеводстве российского Северо-Запада. Но в целом в данных регионах сосредоточено до трети общероссийского поголовья домашней птицы. И именно в этих регионах до последнего времени наиболее быстро росло птицепоголовье и создавались современные перерабатывающие мощности.
Особенно часто и существенно от птичьего гриппа страдает Ростовская область — один из главных птицеводческих регионов страны. Как заявил в конце декабря 2007 года министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Вячеслав Василенко, «я не исключаю, что вспышка птичьего гриппа — экономическая диверсия. Случаи распространения птичьего гриппа регистрируются в последние годы в Дагестане, Краснодарском крае, Ставрополье и других регионах с завидным постоянством. Это при том, что в 2007 году птицеводство нашего региона установило рекорд за 2 последних десятилетия. В 2007 году в области произведено до 1,2 млрд штук куриных яиц и около 53 тыс. т мяса домашней птицы. Вполне возможно, что это кому-то не нравится».
Россия уже несколько лет лидирует в мире по темпам развития птицеводства и сбыта отечественной птицеводческой продукции. Доля российской продукции в общем обеме сбыта продуктов птицеводства в РФ уже превысила 55%, хотя в 2004 году этот показатель достигал 40%.
Вдобавок в ближайшей или среднесрочной перспективе не исключено сокращение зависимости российского птицеводства от доминирующей пока в этой отрасли зарубежной племенной птицы. Кроме того, с 2006 года в РФ стали чаще вводиться ограничения на импорт изделий из домашней птицы по ветеринарно-биохимическим причинам, и более жестко пресекается нелегальный импорт птицепродукции.
Но российский рынок — весьма выгодная ниша для экспортеров, терять которую им невыгодно. Его доля в совокупном экспорте продуктов северо- и южноамериканского, например, птицеводства уже который год превышает 25%. Тем более необходима такая ниша в условиях удорожания птицеводческих продуктов не только в России. А многие зарубежные экономические СМИ прогнозируют даже экспорт российской птицеводческой продукции с 2009-2010 гг., если развитие этой российской отрасли продолжится прежними темпами.
Стало быть, Россия — потенциальный конкурент «птицеэкспортных держав», но нужен ли им конкурент?
Обращает на себя внимание, что, когда эпидемия птичьего гриппа поразила в 2005-2006 гг. чуть ли не все птицеводство Китая, тамошние правительственные инстанции и эксперты утверждали, что главная причина эпидемии — именно диверсия, и тому есть доказательства. Дело в том, что китайское птицеводство с птицепереработкой со второй половины 90-х гг. благодаря, прежде всего, государственной поддержке стало развиваться быстрыми темпами, и КНР в результате почти вдвое сократила импорт изделий из домашней птицы только за 2004-2006 гг.
Более того, по ветеринарно-биохимическим причинам тогда же был прекращен импорт «ножек Буша», а КНР наряду с Россией являлась главным потребителем этой продукции. К тому же Китай резко сократил импорт комбикормов и вакцин против болезней домашней птицы благодаря быстрому развитию собственного производства таких товаров. Но Китай был одним из крупнейших импортеров и такой продукции. Так что в принципе было немало оснований для того, чтобы остановить эти тенденции путем «инфильтрации» эпидемии птичьего гриппа в птицеводство КНР.
И ведь что интересно: китайские обвинения не опровергались ни одной из стран — поставщиков птицепродукции, комбикормов, вакцин для домашней птицы. Никто, заметим, пока не опроверг и мнения В. Василенко, главы минсельхоза Ростовской области.
Тем временем за 11 месяцев 2007 года экспорт бройлеров из США составил 812,2 тыс. т против 653,1 тыс. т за аналогичный период прошлого года. Об этом недавно сообщили в представительстве Совета США по экспорту домашней птицы и яиц (USAPEEC) в РФ и Белоруссии со ссылкой на последние данные минсельхоза США.
Комментируя эти данные, глава упомянутого представительства вице-президент Международной программы развития птицеводства (UIPDP) Альберт Давлеев заявил СМИ, что во второй половине прошлого года поставки мяса птицы из США увеличились с 60-70 тыс. до 80-90 тыс. т в месяц при значительном приросте российского производства птицы. Это, по его мнению, обясняется тремя основными внутрироссийскими факторами: повышением розничных цен на продовольствие, быстрым укреплением рубля по отношению к доллару США и резким повышением популярности курятины и индюшатины в России.
Как считает А. Давлеев, обострение инфляционных процессов и ценовая лихорадка в продовольственном секторе заставили многих россиян перейти на продукты более низкой ценовой категории, к которой относятся мясо птицы в целом и куриные окорочка в частности. Это значительно увеличило спрос на них.
В течение всего 2007 года в России разница в цене между мясом кур и его основными конкурентами — свининой и рыбой — достигает 20 руб/кг, а то и 60 руб/кг в пользу курятины, предложение которой почти соответствовало спросу, что позволяло производителям и импортерам и сбытовикам удерживать доступные цены изделия из птицы.
«Несмотря на рекордно высокую себестоимость производства мяса птицы в США из-за беспрецедентного роста цен на кукурузу и засухи, американские поставщики значительно усилили свои позиции на мировом рынке из-за ослабления курса доллара, — отметил А. Давлеев. — В то время как в США доллар оставался стабильным, а за пределами страны падал, бразильская и тем более европейская птица становилась все более дорогой и менее конкурентоспособной на экспортных рынках, в том числе и в России».


