«Картошкина перепись. Росстат удивлен результатами сельскохозяйственной переписи».

Вторник, 20 октября 2009, 19:09

Картофельные плантации в личных подсобных хозяйствах селян уменьшились почти на треть, чем ранее полагал Росстат. Такие результаты Всероссийской сельскохозяйственной переписи огласил глава Росстата Владимир Соколин.

Федеральная служба государственной статистики в очередной раз подвела ее предварительные итоги, дополнив их новыми цифрами по трудовым ресурсам, сельскохозяйственной технике и деревенской инфраструктуре.

Заместитель руководителя Росстата Константин Лайкам и начальник управления статистики сельского хозяйства Александра Епихина признались на пресс-конференции, что новые картофельные данные поразили их более прочей информации. Последнее обследование посевов на подворьях проводилось, по словам К. Лайкама, четверть века назад. За это время набежала 30%-ая погрешность: каждый кустик на частных огородах никто, естественно, не подсчитывал — примерную площадь перемножали на средний урожай. А жизнь на месте не стояла.

Тем не менее К. Лайкам продолжает настаивать на том, что в личных подсобных хозяйствах производится около 52% всего российского продовольствия. Это тем более странная цифра, что в ходе переписи выяснилось: на 67% подворий хозяйничают 1-2 человека. Можно предположить, что это бабушки, бабушки с дедушками и бабушки с неженатыми сыновьями. И, скорее всего, производят они не на продажу, а на пропитание себе и еще, может, частично для уехавших в города отпрысков. Всего в России насчитали 22 млн личных подсобных хозяйств — около 14 млн в сельской местности и примерно 7 млн — в городах. Но из их владельцев лишь 2 млн 200 тыс. признались переписчикам, что подворье для них — дополнительный источник денег. Еще 100 тыс. заявили, что их хозяйство является основным источником доходов семьи. Вот это и есть реально товарные хозяйства. Остальные обеспечивают продовольствием лишь себя. Если, конечно, не скрыли всей правды.

Хотя, скорее всего, эти цифры близки к истине. На 53% дворовых хозяйств уже не держат коров. А на 80% — свиней. Вот такая картина. И, глядя на нее, очень трудно понять, как подсобки могут производить половину российского продовольствия.

Возможно, где-нибудь в России руководители некрупных сельскохозяйственных предприятий продают молоко через личные подсобные хозяйства, которые освобождены от части налогового бремени. А может, контрабандисты частично компенсируют серым импортом прорехи на продовольственном рынке, которые возникают из-за ослабления деревенских семейных хозяйств. И, таким образом, ЛПХ выглядят сильнее, чем есть на самом деле.

Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев как-то назвал их «маргинальным сектором». И высказался в том смысле, что товарным ЛПХ надо помочь вырасти, а сельские учителя и врачи не должны от нужды доить коров и пасти коз. Следует добиваться повышения их доходов. Так, чтобы они могли заниматься сельским хозяйством только для души. Растить цветочки, например. И даже белгородский губернатор Евгений Савченко, который очень много сделал у себя в области для развития деревенской инфраструктуры и производства на подворьях, на научной конференции довольно отчетливо провел черту между индустриальным сельским хозяйством и социальными проблемами села. Причем ЛПХ в массе своей явно попали во вторую категорию.

На прошедшей пресс-конференции много говорили не только о сельском хозяйстве, но и о собственно статистике. Руководитель Росстата Владимир Соколин сообщил, что Федеральное Собрание приняло закон о государственно-статистической деятельности в России. Это уже третья попытка сформировать правовую основу для деятельности Росстата. Предыдущие две закончились неудачей. По словам В. Соколина, из этого опыта были извлечены уроки, и он надеется, что президент страны Владимир Путин подпишет новый закон. Впрочем, документ не внесет принципиальных изменений в деятельность Росстата, который уже давно руководствуется теми принципами, которые заложены в новый закон.

Кроме того, В. Соколин надеется на кредит Всемирного банка. Проблема, по его словам, заключается в том, что из-за несовершенства российского бюджетного процесса Росстат не может «позволить себе ни пригласить международного специалиста, ни фирму для выполнения каких-либо работ, ни провести обучение кадров». Для этого и нужен кредит Всемирного банка. При этом В. Соколин подчеркнул, что кредит брать сейчас выгодно в связи с тенденциями на валютном рынке.

Вероятно, закон и деньги — это как раз то, что в перспективе позволит Росстату, в числе прочего, более точно отслеживать роль личных подсобных хозяйств в насыщении российского продовольственного рынка. Этот вопрос на самом деле имеет довольно высокую цену. В пятилетней государственной программе развития сельского хозяйства, которая вступает в действие с января 2008 года, существенная финансовая поддержка предусмотрена и для личных подсобных хозяйств. Всероссийская сельскохозяйственная перепись, конечно, принесла больше понимания, что это такое и с чем его едят, но и поставила новые вопросы. Например, откуда у нас картошка?

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля