Банкиры не хотят идти навстречу правительству, которое просит предоставить аграриям отсрочку выплаты процентов по кредитам.
Руководители нескольких банков-основных кредиторов села отметили, что они не видят надобности в отсрочке платежей для аграриев, как и выгоды для себя. «Ведь неуплаченные проценты высчитываются из капитала, — обясняет председатель правления банка «Хрещатик» Дмитрий Гриджук. — Например, если финучреждение не получило 100 тыс. гривен процентов, то на такую сумму уменьшается его капитал» (10 украинских гривен=51.36 руб).
Генеральный директор «ПриватБанка» Юрий Пикуш вообще считает желание отсрочки сельхозпроизводителям политическим: «Это заявление, сделанное в правительстве перед выборами. Говорить о такой возможности нецелесообразно. Представьте ситуацию, если бы банки попросили отсрочить выплату процентов по депозитам?!»
Проблема со своевременным погашением аграриями кредитов возникла из-за засухи и, как следствие, ожиданий будущего неурожая. В правительстве считают, что сельхозпроизводители вынуждены будут отвлечь значительную сумму средств на покрытие убытков и просто не успеют вовремя рассчитаться по ссудам.
Поэтому и обратились в Нацбанк и коммерческие банки с просьбой перенести оплату по кредитам аграриям на период после сбора урожая или даже на следующий год.
Предприятия АПК с начала года и по состоянию на 1 марта уже привлекли почти 1 млрд гривен кредитных средств, а потребность в заемных деньгах на полевые работы в 2007-м оценивается в 4,3 млрд гривен.
Сельхозпроизводители жалуются на непонимание со стороны банкиров: те не только не хотят идти навстречу, но и, наоборот, ужесточают условия кредитования. «В 2007 году банки как никогда повысили требования по ссудам. Если в 2006-м решение о выдаче кредита принималось на местах — в отделениях банков, то в этом году — только в головном офисе, — говорит главный бухгалтер аграрной фирмы «Колос» Екатерина Гуменная. — Кроме того, нам дали на 50 млн гривен меньше, чем мы просили, несмотря на то, что залог у нас хороший. Да и заявку обрабатывали очень долго — 1,5 месяца».
Нежелание банков идти навстречу аграриям легко обяснимо. Ведь кредитование сельского хозяйства относится к высокорисковому. Земля не является предметом купли-продажи, и сельхозпроизводители не предоставляют ее в залог банкам при получении ссуд. Кроме того, аграрии неактивно страхуют свои риски. Руководитель комитета агрострахования Лиги страховых организаций Украины Александр Сосис обясняет это тем, что сельхозпроизводители привыкли получать компенсации от государства в случае форс-мажорных ситуаций. «Аграрии неохотно страхуют свои риски, потому что привыкли получать дотации от государства в случае стихийных бедствий», — отмечает он.
Некоторые сельхозпроизводители даже если и страхуют свои посевы, то потом идут на обман и получают выплаты, предоставляя поддельные документы о потере урожая. Например, компании «Райз-Агро» и «Райз-Таврия» путем мошеннических действий получили от НАСК «Оранта» сумму в размере 9,5 млн гривен, и теперь «Оранта» в судебном порядке возвращает эти деньги.
Пока банкиры готовы помочь аграриям только советом. В частности, руководитель банка «Хрещатик» предлагает правильно распределять средства в хозяйстве, что, по его мнению, позволит выплачивать кредит, укладываясь в установленные сроки.


