«Бизнес в овечьей шкуре. Россия намерена использовать зарубежную практику поддержки овцеводства».

Вторник, 20 октября 2009, 19:04

Как заявил министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев на состоявшемся в начале марта в Совете Федерации «правительственном часе», посвященном проблемам АПК, запланирована разнообразная государственная поддержка сельскохозяйственных отраслей, включая овцеводство, с использованием зарубежного соответствующего опыта.

По словам министра, с 2007 года в развитие АПК как одного из приоритетных национальных проектов включены разнообразные мероприятия по господдержке племенного животноводства, овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства. А. Гордеевым рекомендовано внимательное изучение и использование зарубежного опыта по государственному стимулированию овцеводческой отрасли.

Но достигнет ли уровень российской господдержки отрасли аналогичных параметров, скажем так, традиционно-овцеводческих стран? Занимая до небезызвестной «перестройки» одно из первых 15 мест в мире по поголовью овец, выработке высококачественных баранины и каракуля, СССР уже в конце 1980-х стал быстро сдавать такие позиции. А нынешняя Россия, по оценкам ФАО ООН, входит в 20 стран — мировых лидеров по темпам сокращения поголовья мелкого рогатого скота и производства продуктов овцеводства.

Что касается, можно сказать, традиционно-овцеводческих государств, там по-прежнему стимулируется комплексное развитие овцеводческой отрасли, а внутренний рынок, как правило, надежно защищен от демпинга высокими пошлинами и/или низкими квотами на импорт товаров овцеводства.

Причем такую политику означенным странам — Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, ЮАР, Канаде и государствам Скандинавии — удалось оговорить и друг с другом, и в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Недавнее же совещание в Канаде министров сельского хозяйства стран — членов Британского содружества наций, куда входят и первые 5 из вышеупомянутых государств, подтвердило, что уровень господдержки овцеводства и смежных с ним отраслей в этих странах сохранится прежним. Даже вопреки требованиям ВТО по сокращению и последующей ликвидации прямой или косвенной господдержки национальному АПК.

Так, в Великобритании, ЮАР, Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции и Исландии сохранена государственная монополия на закупку и продажу шерстяного сырья — национального и импортного. Если в Соединенном Королевстве и упомянутых скандинавских странах государство периодически завышает закупочные или заготовительные цены на овцеводческие сырье, полуфабрикаты и готовые изделия, а также на 50-70%субсидирует процентные ставки по коммерческим «овцеводческим» кредитам, а эти ставки, кстати, не превышают там 11,5% годовых, то в ЮАР, Австралии, Канаде и Новой Зеландии государство опять-таки выделяет прямые субсидии овцеводческим предприятиям.

Например, общий обем плановых, то есть официальных госсубсидий таким предприятиям в Новой Зеландии за 2003-2007 гг. достигает $140 млн плюс $75 млн на научные разработки и эксперименты. Вдобавок ежегодно в этой стране тратится на профилактику болезней мелкого рогатого скота $8 млн, на внедрение новых технологий в производстве кормов, выращивании скота и производстве высококачественной товарной продукции — минимум $1,2 млн, на стимулирование экспорта национальной овцеводческой продукции и ее продвижение в странах-импортерах — $2-$2,3 млн, а на ее продвижение на внутреннем рынке — до $1,5 млн.

Плюс к тому новозеландским фермерам-овцеводам, быстрыми темпами увеличивающим высокопродуктивное поголовье мелкого рогатого скота, в среднем за год выделяется ныне до $25-$26 млн «кредитов» при максимальной 9%-ой ставке годовых. А сами размеры кредитов, например, увеличиваются и/или пролонгируются сроки их выплат с понижающейся процентной ставкой при высокой инфляции, падении или невыгодного для новозеландского АПК курса нацвалюты и т.п. Аналогичная структура господдержки этой отрасли в других упомянутых «овцеводческих» государствах, причем кредитная политика такого рода проводится там с середины — второй половины ХIХ века.

В случае же быстрой потери традиционных рынков экспортного сбыта в этих «овцеводческих» государствах оказывается своевременная, причем безвозмездная финансовая помощь овцеводческой отрасли. Так, на рубеже 1980-90-х гг. в Австралии было выделено 420, Новой Зеландии — 120, ЮАР — около $90 млн (по тогдашнему курсу) на компенсацию ущерба от прекращения или резкого сокращения экспорта баранины, шерсти и других продуктов переработки мелкого рогатого скота в СССР и большинство восточноевропейских стран.

Конюнктура мирового рынка в этой сфере, как выражаются специалисты, обладает максимальной цикличностью, если попроще — она труднопредсказуема. Поэтому надежнее поддержать свое овцеводство — тем более, если это профилирующая отрасль национального АПК или, по крайней мере, животноводства.

Что до российской овцеводческой промышленности, как отмечалось на конференции, состоявшейся в Ростове-на-Дону в рамках выставки племенного скота в конце июня 2006 года, в России постоянно растет спрос на ягнят мясных пород, но племенной работой в мясном овцеводстве занимаются всего 3 хозяйства на всю страну. А россиянин ныне потребляет в среднем не более 1,5 кг баранины за год, что почти вчетверо меньше современной нормы, рекомендованной ФАО и Всемирной организацией здравоохранения.

На той же конференции подчеркивалось, что едва ли не главная причина низкого уровня потребления баранины и недостаточного интереса крупных хозяйств к овцеводству, особенно мясному, — практически полное отсутствие промышленных боен и первичной переработки мяса овец. На старых, точнее, постсоветских мясокомбинатах если и сохранилось необходимое отраслевое оборудование, то оно в большинстве своем законсервировано, а в супермаркеты и рестораны поступает мясо, произведенное на полукустарных бойнях, быстро выросших вблизи мегаполисов, или импортно-демпинговое.

На юге нынешней России — в главном ее овцеводческом регионе — только 1 мясокомбинат — на севере Дагестана — сохранил производственные мощности по убою и переработке мелкого рогатого скота. Но только в этой республике почти 5 млн голов только овец!

Между тем недавний прогноз ФАО по мировому рынку мясных изделий в феврале 2007 года предвещает резкое увеличение поставок на мировой рынок баранины из Австралии и Новой Зеландии. Поэтому обем общемирового экспорта возрастет минимум на 5%и достигнет 855 тыс. т. Кстати, только эти страны уже которое десятилетие обеспечивают от 75% до 80%общемирового экспорта баранины. Крупные поставки оттуда в течение 2 последних лет привели к падению мировых цен — с середины 2005 года почти на 16%. По тому же прогнозу увеличится импорт баранины и других продуктов переработки мелкого рогатого скота Китаем, Японией, Мексикой, США, Россией.

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля