«Все в ряд или почему на местных рынках есть свободные места?»

Вторник, 20 октября 2009, 19:02

На воронежских рынках около 2 тыс. свободных мест, которые по первому требованию готовы предоставить крестьянам, — такое заявление было сделано на совещании в мэрии, где в числе прочего рассматривалась проблема «безпосреднической» реализации сельхозпроизводителями своей продукции.

Проблемой беспрепятственного допуска крестьян на рынки озаботилась еще предыдущая администрация. В 2002 г., идя навстречу пожеланиям глав сельских районов, мэрия издала постановление о квотировании на пяти муниципальных воронежских рынках торговых мест (10%) для сельхозпроизводителей. Чтобы это благое дело не закончилось пустой декларацией, городской департамент по развитию потребительского рынка разослал во все районы области «депеши»: мол, добро пожаловать, уважаемые селяне, приезжайте, торгуйте.

Ответ, выполненный в духе «советского» отчета, пришел из одного лишь Семилукского района: мы-де всегда активно участвовали в сельскохозяйственных ярмарках, которые проводятся в городе, готовы и впредь участвовать — раз в квартал.

Затем, уже через областное управление сельского хозяйства, попытку повторили: «приглашение» на рынки разослали в 40 лучших сельских хозяйств области. Но положительный ответ пришел, опять же, только из одного хозяйства Воробьевского района. Одним словом, по каким-то причинам — тогда власти не стали выяснять, по каким именно, крестьяне не воспользовались отведенной им квотой.

Недавно уже другой мэр Воронежа Борис Скрынников снова общался с главами сельских районов на тему «приезжайте торговать»: «Я сказал, сколько представителей вы готовы выставить — выставляйте. Но до сих пор к нам не поступило ни одной заявки».

На прошлой неделе областные власти — с легкой руки президента — снова озаботились проблемой «доступности» городских рынков для сельхозпроизводителей и дали поручение мэрии разобраться в ситуации. По словам заместителя начальника городского управления инвестиций и развития потребительского рынка Валерия Канглиева, проверка городских рынков показала, что вакантных мест здесь достаточно — на муниципальных — около 1,5 тыс., на частных — примерно 500.

Более того, чиновник привел совсем свежий пример — 14-15 октября на Юго-Западном рынке проходила сельскохозяйственная ярмарка, где было зарезервировано 100 мест для «автолавок» из села. Однако в первый день прибыло 26 машин, на второй — только 3. Это притом, что территория для торговли предоставлялась крестьянам бесплатно. Таким образом, по мнению В. Кангалиева, говорить о дискриминации сельхозпроизводителей на рынках не приходится, другое дело, что крестьяне сами ставят себя в положение «невыездных», поскольку мороки здесь предостаточно (для начала надо хотя бы транспорт организовать).

«По-хорошему, производить продукцию должны одни, а продавать другие. Другое дело, что здесь должны быть равноправные паритетные отношения — крестьянин продает свою продукцию по рыночной цене, а перекупщик ее с разумной долей рентабельности реализует уже на рынке, — сказал В. Кангалиев. Мне кажется, что плохо организована работа в сельских районах — там должны озаботиться возрождением потребительской кооперации, чтобы у крестьянина не болела голова, куда ее сбыть, и чтобы у него не возникало ситуаций, когда он вынужден продавать выращенное тяжким трудом за бесценок».

Кстати, заготконтор в области действительно осталось считанные единицы. Как заявил начальник областного отдела по развитию потребительского рынка Николай Морозов, их деятельность «подорвали» индивидуальные предприниматели, которые ездят по деревням с фурами и скупают у крестьян излишки продукции, таким образом избавляя их от забот по реализации.

Некоторые «шероховатости» городской рыночной торговли озвучил сам мэр. По его словам, желающие реализовать свою продукцию в большинстве своем, надеются попасть на Центральный рынок, где огромный покупательский поток и цены повыше. Но главный городской базар — не «резиновый» и здесь по определению всем не хватит места — бабушки, вырастившие огурцы и прочую зелень на своей делянке, и те вынуждены ютиться буквально на проезжей части.

И еще что касается Центрального рынка: мэр заявил, что здешние «мясные потоки» контролирует ветеринар, который зачастую ведет себя волюнтаристски по типу «этого пущу — этого не пущу». Еще градоначальник привел пример с Северным рынком, где мест для сельхозпроизводителей более чем достаточно, но их (приехавших зачастую из соседних областей) не допускает сюда милиция, руководствуясь какими-то своими ведомственными критериями. Мэр также заметил, что в связи с актуализацией темы «засилье перекупщиков на рынках» было бы неплохо разобраться и с ветеринарами, и с милиционерами.

Так или иначе, «выездные бригады» перекупщиков в воронежских деревнях — явление обычное. И здесь они выгоды своей стараются не упустить. Крестьяне жалуются на низкие закупочные цены — но излишки-то продавать надо, сообразуясь с предложением, пусть и не самым выгодным.

Поведение южных «держателей мест» на рынках вызывающим не назовешь — все-таки правоохранительные органы и многочисленные проверяющие свое дело делают (другой вопрос, что проблемы «решаются» не всегда законными способами). По утверждению Андрея Т., еще совсем недавно занимавшимся торговлей на Юго-Западном рынке Воронежа, случаев «разборок» с местными сельхозпроизводителями со стороны южан он не припомнит: «Могут разве что прижать ценой, опустить ее — и тем самым выжить конкурента. Рэкет? Да, существует. Но опять же — только «для своих». Коренных жителей он не касается». К слову, и сам информатор «РГ» покинул торговый бизнес не потому, что его прижали — просто вымотала нелегкая работа среди торговых рядов.

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля