Экспортеры российского зерна теряют позиции в экспорте ячменя и успешно осваивают новые рынки арабских стран. Таковы итоги зернового экспорта в 2005 г.
По оценке ИКАР, в 2005 г. из России было экспортировано около 12,1 млн т зерна (в 2004 г. — 5,8 млн т). Из них большая часть — 10,3 млн т — пришлась на пшеницу, еще 1,7 млн — на ячмень.
Компания Югтранзитсервис оценивает экспорт в январе — ноябре 2005 г. в 10 млн т на общую сумму $1,08 млрд.
Два последних сезона были для экспортеров российского зерна неплохими, — считает менеджер по аналитическим вопросам российского представительства Bunge Светлана Ивашура.
— Урожай значительно превышал внутренние потребности и позволил экспортировать зерно. Гендиректор Югтранзитсервиса Кирилл Подольский называет 2004/05 и первую половину 2005/06 зернового года не слишком удачными для трейдеров: их маржа упала примерно вдвое. Конкуренция между трейдерами оказалась высокой, огромного количества зерна, которого все ждали, на рынке не оказалось, в результате внутри страны цену диктовал продавец зерна, а на внешних рынках — покупатель, — обясняет он.
В общем обеме экспорта растет доля продовольственного зерна, отмечает Ивашура: на внешние рынки идет все больше пшеницы четвертого класса, а доля кормовой пшеницы и ячменя сокращается.
Доля продовольственной пшеницы в прошлом году действительно немного увеличилась и составила около 80%, — говорит директор по маркетингу Международной зерновой компании (российская дочка Glencore) Николай Демьянов. Но гораздо заметнее упал экспорт ячменя, замечает он: если еще 3 года назад российские экспортеры продавали до 3 млн т, то в прошлом — 1,5-1,7 млн т. При этом Украина, по данным МЗК, в текущем зерновом году может продать до 4 млн т и стать первой в мире по обемам экспорта.
Российские сельхозпроизводители в последние 2 года мало интересовались ячменем, сокращая посевные площади под ним, а Минсельхоз даже не учитывает ячмень в статистике уборки урожая, замечает Демьянов. Правда, в 2006 г. ситуация может измениться благодаря высоким мировым ценам и весеннему пересеву озимых ячменем, надеется он. Но для российского экспорта ячменя этот год может оказаться рискованным, предупреждает гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько: из-за плохой погоды на Украине пропадет много озимых, и ячмень может оказаться едва ли не единственной украинской экспортной культурой.
В 2005 г. для российского зерна открылись новые рынки. Впервые в истории российское зерно пришло на самый крупный мировой экспортный рынок — в Египет: 800 тыс. т приобрела государственная закупочная компания Египта, радуется Подольский. Впервые были заключены контракты на поставки в Бангладеш, Пакистан, Индонезию, Малайзию — традиционно эти рынки были американскими и австралийскими, добавляет Ивашура. Если мы конкурентоспособны по цене, вполне можем потеснить и традиционного поставщика, — замечает Демьянов. Российским зерновикам помогли низкие цены на старте нового зернового года и слегка завышенный прогноз урожая.


