Российской экономике мешают яйца.

Вторник, 20 октября 2009, 18:44

Инфляция растет из-за удорожания продуктов питания, а экономический рост замедляется из-за снижения темпов роста нефтедобычи.

Инфляция в России в 2004 г. составит как минимум 10,5%, заявил на пресс-конференции во вторник руководитель департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач. Причем с учетом того, что к концу года цены всегда растут быстрее, инфляция может оказаться еще выше — но не более 11%. Днем ранее глава МЭРТ Герман Греф заявил, что одной из главных причин ускорения инфляции нынешней осенью является сезонное удорожание молока, мяса и яиц. Кроме того, МЭРТ констатирует, что рост ВВП в третьем квартале составил в среднем 0,4% в месяц — что в два с лишним раза ниже, чем во втором. А среднемесячный рост промышленного производства в третьем квартале, по словам г-на Клепача, вообще был практически нулевым. Одна из главных причин, по его мнению, — снижение темпов роста физических обемов экспорта и добычи нефти и низкая конкурентоспособность российского машиностроения. Впрочем, журналистам предявили и хорошую новость: оказалось, что российская экономика окончательно избавилась от последствий банковского кризиса — к удивлению чиновников министерства.

«У меня есть плохая новость и есть хорошая», — заинтриговал прессу в начале своего выступления Андрей Клепач. Хорошая, по его словам, заключается в том, что последствия банковского кризиса («Или, скорее, кризиса доверия», — быстро поправился г-н Клепач) в российской экономике преодолены. «Кризис был, но не являлся системным, — отметил глава департамента МЭРТ. — Для этого нет макроэкономических показателей, было лишь банкротство нескольких банков». По версии Андрея Клепача, «видимость локального банковского кризиса» создала паника населения, возникшая из-за банкротства этих самых «нескольких банков». Создалось впечатление, что в министерстве даже удивлены столь быстрой «реанимацией» банковской системы.

«Обычно кризисы так быстро не рассасываются и имеют гораздо более тяжелые последствия, — отметил г-н Клепач. — Банковская система справилась гораздо лучше, чем можно было ожидать». Впрочем, чиновник МЭРТ тут же оговорился, что по итогам сентября (пока еще не подсчитанным) ожидается спад в кредитовании экономики. Он обяснил это тем, что на события минувшего лета у рынка кредитов «реакция с паузой». Среди других симптомов выздоровления банковской системы Андрей Клепач упомянул лишь внешние займы, привлеченные российскими банками в сентябре — октябре, — по разным оценкам, от 1 до 1,5 млрд долл. Журналисты старались выпытать у г-на Клепача более веские доказательства того, что кризис миновал, — однако успеха не добились. Поэтому пришлось поверить ему на слово.

Положение дел в других секторах стало одной сплошной «плохой новостью». «Налицо тенденция к снижению темпов [экономического] роста, несмотря на преодоление банковского кризиса и рекордные доходы от экспорта», — констатировал Андрей Клепач. По его словам, рост ВВП с учетом календарных факторов в сентябре составил 0,2%, а за девять месяцев — 6,9%. Таким образом, отметил глава департамента МЭРТ, в третьем квартале среднемесячный рост достиг лишь 0,4% — что в два с лишним раза медленнее, чем во втором квартале. С промышленным производством дела обстоят еще хуже. За девять месяцев оно выросло на 6,5%, однако среднемесячный рост в третьем квартале оказался практически нулевым против 0,9% в месяц во втором квартале. А в сентябре производство даже упало — на 0,1%.

Причины падения производства, по мнению Андрея Клепача, заключаются в низкой конкурентоспособности российского машиностроения. Так, отметил он, импорт оборудования за три квартала вырос более чем на 40%, а производство отечественного — лишь на 11%. «Вопрос конкурентоспособности становится ключевым в проблеме роста», — полагает г-н Клепач. Кроме того, он возложил часть вины в падении производства на нефтяников, которые снижают темпы роста нефтедобычи и, следовательно, формируют меньший спрос на продукцию машиностроения. Виноваты также сезонные факторы, «маятниковая динамика»: по словам главы департамента МЭРТ, в начале года энергетики и железнодорожники делали большие закупки, поэтому по сравнению с этим периодом сейчас мы и получили спад.

Меняются и основные источники роста. «Экономику вытащила не столько промышленность и строительство, сколько устойчивый рост торговли и экспорта, хотя его увеличение в физическом выражении замедлилось, — отметил г-н Клепач. — Экономическое развитие движется в основном потребительским спросом». Что неудивительно: по оценке МЭРТ, рост реальных доходов населения намного опередил рост экономики, достигнув за девять месяцев 8,9%. Наконец, не радует и динамика инфляции. По мнению Андрея Клепача, в октябре она может составить 0,7-0,8%. «Тогда в январе — октябре инфляция достигнет 8,8%, — отметил он. — Это, действительно, резко усложняет выход на [запланированные] 10%». По его оценке, годовая инфляция может составить 10,5%. Однако, добавил г-н Клепач, с учетом того, что цены в конце года растут быстрее, инфляция может оказаться и выше. Впрочем, «апокалиптические» прогнозы об инфляции в 11-12%, по его мнению, не сбудутся.

Несмотря на неутешительные итоги первых девяти месяцев года, Минэкономразвития с оптимизмом ждет четвертого квартала. «Пауза роста в четвертом квартале будет преодолена, а промышленность увеличит темпы роста», — заявил Андрей Клепач. Правда, если прогноз роста ВВП остается неизменным, то ожидания по промышленному производству, видимо, будут скорректированы. По оценке г-на Клепача, рост производства по итогам года составит 6,5-6,7% вместо ожидавшихся 7,1%. Самочувствие промышленности в четвертом квартале, по его мнению, улучшится за счет того, что пресловутая «маятниковая динамика» перестанет действовать — по непонятным, впрочем, причинам. Что же касается инфляции, то много будет зависеть от цен на бензин. По словам главы департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ, темпы роста цен на топливо уже снижаются и эта тенденция, скорее всего, сохранится до конца года. Кроме того, отметил Андрей Клепач, против роста инфляции будет играть и хороший урожай, и сезонное снижение цен на молоко и мясо. Хотя не далее как днем раньше шеф г-на Клепача Герман Греф заявил, что именно рост цен на эти два вида продовольствия — а также на яйца — стал главной причиной высокой инфляции в первой половине октября.

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля