Среди генетических страхов нации (вроде "от сумы и от тюрьмы не зарекайся") есть и такой, свойственный 30 процентам населения России (столько людей у нас живет на селе): вот я посеял, а что вырастет — то в воле Господней.
Страхование урожая, новая идея российского правительства, должно положить конец этому передающемуся с молоком матери ужасу перед небесной канцелярией. Смысл страхования в том, что если погода нанесла ущерб твоим посевам, страховая компания тебе его возместит.
В принципе ничто не мешало крестьянину и раньше просто обратиться в любую страховую фирму поблизости и застраховать свой урожай. Страхуют ведь всякие риски: голливудские звезды — грудь, кто-то, говорят, застраховался от похищения инопланетянами. Но те-то с жиру бесятся, а вот у крестьянина заплатить за страховой полис часто и нечем. Государство идет навстречу, и готово компенсировать половину стоимости страховки. Выбрана та же схема, что и с банковскими кредитами: дорого платить проценты? Возместим половину процентной ставки.
Ясно, что это новшество подходит только тем, на ком не висит долгов, у кого счет в банке не арестован, а таких, по некоторым оценкам, процентов 20 от общего числа пахарей. Тем показательнее реакция страхового бизнеса. Прослышав, что государство открывает им такой пласт клиентов, страховщики несказанно оживились. Некоторые обединились в пулы, другие — в другие пулы, и эти пулы друг на друга обиделись. Но крестьянина все эти тихие радости бизнесменов волновать не должны: вот, есть страховая компания. Лицензия на этот вид работы у нее имеется? Да. Условия устраивают? Тоже вроде да. Тогда — вперед. Неважно, что у вас — агрохолдинг, или маленькое фермерское хозяйство, — 50 процентов цены полиса вам все равно скостит государство.
Единственное, что должен хорошо усвоить крестьянин, чтобы не испытать разочарования: правила страхования. Четкие критерии разработал Росгидромет: что есть "погодный катаклизм", какой град считать вредным, какую температуру — низкой, и какие осадки представляют страховой случай. Заключая договор, эти правила надо тщательно изучить, дабы не получилось так, что деньги за полис заплачены, урожай погиб, а страховщик водит за нос и ничего не платит.
Как именно получить компенсацию стоимости страхового полиса — об этом написано в приказе минсельхоза, который мы сегодня публикуем. Там все четко, и пересказывать документ бессмысленно. Последние сомнения, которые терзают мыслящую аграрную общественность, — в платежеспособности страховщиков. В случае масштабных катаклизмов денег, которые соберут даже крупные пулы страховых компаний, может не хватить для полной компенсации ущерба. Но лиха беда начало — рынок будет развиваться, раз уж государство решило ему помогать, и год от года, надеемся, система будет все совершенней. А отточить ее помогут уже первые застрахованные. Это как с сотовой связью: если бы никто не покупал дорогие мобильные телефоны пять лет назад, сегодня не было бы дешевых. Пока страхование — забава для крупных холдингов. Потом, может быть, станет повседневной реальностью для всех.


