Сделали они это после того, как экологическая организация «Гринпис Россия» обнаружила в их продуктах генетически модифицированные организмы (ГМО).
По словам производителей, отказ от дешевой сои не скажется на потребительских ценах на готовую продукцию. Эксперты рынка считают, что переход от более дешевых трансгенных продуктов к натуральным приведет к росту цен как минимум на 20%.
По данным исследований «Гринписа», проведенных в январе и марте этого года, более чем в половине отобранных в магазинах Москвы образцов пищевых продуктов содержатся трансгенные вещества. Так, в черный список помимо названной «Дарьи» и «Останкинского» попали МПЗ «Клинский», «Таганский», «КампоМос», компании «Вичунай», «Талосто» и колбасный комбинат «Богатырь». При этом производители не трудились указывать на упаковке своей продукции наличие в ней генетически модифицированных источников (ГМИ). К примеру, в перечне ингредиентов, использующихся при изготовлении пельменей «Пельмени без спешки, свинина и говядина» и «Дарья классические», не были указаны генетически модифицированные растительные белки. Уже в марте наличие ДНК ГМИ в больших дозах было обнаружено в молочных сосисках `По-бирюлевски` Бирюлевского мясокомбината. Небольшое количество трансгенных веществ было найдено в куриных палочках от `Микояна`.
Пока о своем отказе от использования трансгенных продуктов обявили два комбината — «Дарья» и «Останкинский». Данные производители уверяют, что отказ от дешевого сырья не скажется на потребительских ценах. «Наше предприятие отказалось от использования сырья и иных компонентов, содержащих ГМО, более месяца назад. Нам пришлось пересматривать многие контракты, искать новых поставщиков. Мы продолжаем продавать нашу продукцию, ориентируясь на рынок и политику конкурентов. Небольшое повышение цен на продукцию нашего и других комбинатов, отмеченное в последнее время, вызвано ростом цен на мясосырье в целом», — заявил ГАЗЕТЕ руководитель отдела маркетинга Останкинского МПК Александр Медведев. В компании «Дарья» от комментариев отказались.
По мнению экспертов потребительского рынка, рост цен неизбежен, так как трансгенные продукты дешевле натуральных примерно на 15-20%. Зато производители, отказавшиеся от трансгенов, `могут заработать себе лишь репутацию чистых компаний`, которая сама по себе недешево стоит.
Что касается остальных производителей, то, как утверждают в «Гринписе», их организация разослала российским компаниям запросы об их политике в отношении использования ГМИ 450. По их словам, большинство компаний сообщили о своих намерениях, однако некоторые фирмы все же проигнорировали просьбу организации. Среди отказников оказался и один из гигантов отрасли — АПК «Черкизовский», который «Гринпис» не уличила в использовании трансгенных веществ. Руководитель отдела по связям с общественностью АПК «Черкизовский» Дмитрий Зубков заявил ГАЗЕТЕ, что предприятие строго придерживается требований российского законодательства в отношении ГМИ. «Проверки «Гринпис» ГМИ в нашей продукции не обнаружили, что соответствует реальности. От комментариев по поводу заявлений этой экологической организации мы отказываемся по этическим соображениям».
Впрочем, оказавшись в черных списках, АПК «Черкизовский» рискует столкнуться с массированной антирекламой. «Гринпис» обещает при всяком удобном случае информировать потребителей о тех компаниях, которые уже отказались или продолжают использовать генетически модифицированное сырье.
Справка.
Метод создания ГМИ заключается в изменении генной структуры растений. Они меньше повреждаются вредителями, болезнями или приобретают устойчивость к засухе, холодам. Как правило, трансгены сейчас можно встретить в колбасных изделиях, паштетах, чипсах, детском питании, шоколаде и газировке. В большинстве этих продуктов трансгенный белок составляет 70-80%.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), для того чтобы определить, безопасны ли такие продукты, необходимо проверить несколько показателей: токсичность, аллергенность, стабильность структуры. Пока нет однозначных научных доказательств вреда или пользы генных модификантов, поэтому решение, покупать такой товар или нет, остается за потребителем.


