Минсельхоз подвел первые итоги жатвы: хлеб обмолочен почти с 7 млн. га, то есть с 16 процентов уборочной площади; зерна собрано 15 млн. тонн. Много это или мало?
Конечно, мало. Урожайность зерновых меньше прошлогоднего (в среднем 22,2 центнера с гектара). Как признал вице-премьер, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев: зерна соберем 70 миллионов тонн против прошлогодних 86 миллионов. Но голода не будет. Цены в булочных, неуклонно ползущие вверх чуть ли не во всех регионах, главу Минсельхоза не смущают, пишет «Парламентская газета». Это почти нормально, поскольку "темпы их роста все равно ниже, чем взвинчивание цен на ту же электроэнергию". А тревогу на хлебном рынке, вызванную грядущим недородом, министр называет происками политиков, стремящихся сделать свои предвыборные кампании "урожайными". Прогнозы на урожай-2003 у наших соседей настолько неутешительные, что украинское правительство уже приготовилось закупать импортное зерно.
В России хлебный вопрос стоит пока не столь остро, однако от "чрезвычайщины" и мы не застрахованы: наш нынешний запас зерна невелик. По данным независимых экспертов, запасы хлеба в региональных закромах не больше 14 миллионов тонн, еще 7-8 миллионов тонн — у трейдеров и мукомолов. Но это в основном зерно на корм скоту. Продовольственного зерна — не более трети этой общей заначки. Кстати, в отличие от министра Гордеева многие аналитики убеждены, что урожай-2003 в России и до 70 миллионов тонн не дотянет. И тогда нам тоже, очевидно, придется закупать пшеничку. Тем более если в условиях недорода государство опять позволит трейдерам вывозить на экспорт все что плохо лежит — якобы "ради поддержания статуса мировой зерновой державы". Как полагают эксперты, сейчас рискованно планировать даже минимальный экспорт.
Если государство разрешит сбыть за кордон 4-5 миллионов тонн продовольственной пшеницы нового урожая, то столько же нам придется завозить по импорту. А ведь по-хорошему Россия уже сегодня должна иметь в госзакромах хотя бы годовой запас зерна, поскольку в ближайшие три года "поля чудес" уже не будет. Как показывает многолетний опыт, после трех урожайных лет следует череда неурожайных.
Чтобы застраховаться от неожиданностей, хлебный рынок должен быть прогнозируемым и управляемым, участники должны иметь достоверную информацию о запасах зерна на каждый месяц. Для сдерживания роста цен, например, может быть принята программа адресной поддержки основными товарами продуктовой корзины, как это практикуется в других странах. Можно установить некий ценовой коридор, за пределы которого продавцы социально значимых товаров не должны выходить ни в коем случае. Или потребовать от энергетиков и коммунальщиков заморозить тарифы для предприятий, выполняющих социальный заказ. Всем этим должно уже сегодня обеспокоиться государство.


