Минсельхоз хочет изменить порядок проведения зерновых интервенций, сообщила газета «Ведомости». По замыслу его чиновников, интервенции надо начинать без согласования с другими министерствами — тогда осенняя корректировка цен на зерновом рынке будет проходить без двухмесячного опоздания.
Механизм зерновых интервенций действует уже два года. В 2001 — 2002 сельхозгоду (в отличие от календарного он начинается 1 июля) Россия собрала 85,2 млн т зерна — на 20 млн т больше предыдущего урожая, а в 2002 — 2003-м урожай достиг 86,5 млн т. В результате Россия вошла в тройку мировых экспортеров зерна, поставив за границу 17 млн т, но внутренние цены все равно обвалились, заставив правительство пойти на закупочные интервенции. В ноябре 2002 г. — январе 2003 г. удалось купить 2,8 млн т зерна на 4,9 млрд руб. (на элеваторы было поставлено 1,8 млн т, остальные продавцы позже отказались от сделки) и повысить цены на 10 — 15%. Предполагалось, что этот запас будет использован для корректировки колебаний в момент весеннего взлета цен на зерно (так называемые товарные интервенции). Но ни в прошлом, ни в нынешнем году товарных интервенций не проводили. А по мнению Минсельхоза, сформулированному вчера на пресс-конференции руководителем департамента продрынков и качества продукции министерства Павлом Винтовкиным, и осенние интервенции прошли с запозданием: цены необходимо было корректировать не в ноябре — январе, а уже в августе.
Винтовкин отметил, что правительственное постановление об интервенциях 2002 г. было подписано уже в августе, а в ноябре они начались из-за согласований в ряде министерств. Чтобы избежать повторения этой ситуации, заявил чиновник, Минсельхоз подготовил несколько проектов постановлений правительства, исключающих необходимость согласований и позволяющих сделать присутствие государства на зерновом рынке постоянным. По словам Винтовкина, Минсельхоз предложил передать в уставный фонд Федерального агентства по регулированию продовольственного рынка (ФГУП «ФАП») закупленное осенью зерно и наделить его функциями «зернового ЦБ». ФАП должен стать постоянным участником биржевых торгов и корректировать цены на зерно в пределах ценовых коридоров, установленных исходя из исторических цен на зерно. Еще одно новшество, предлагаемое Минсельхозом, заключается в том, что торги будут проводить по принципу «все против всех». Раньше ФГУП «ФАП» выступал единственным покупателем зерна по ценам выше среднерыночных. «Этот механизм может стать основой для формирования в России биржевой торговли зерном, и уже в 2004 г. можно будет перейти к залоговым закупкам зерна и фьючерсам», — полагает Винтовкин.
Зерновые трейдеры, хотя и сочли предложения Минсельхоза правильными, все же говорят, что рынок не готов к биржевой торговле зерном. По словам гендиректора компании «Разгуляй-Зерно» (входит в группу «Разгуляй») Михаила Данилина, биржевая торговля невозможна, пока элеваторы не выполняют обязательств по сохранности зерна и своевременной отгрузке. «Как трейдерам, нам интересно предложение Минсельхоза, и мы примем участие в торгах, — говорит Данилин. — Но самому ФАПу будет очень сложно повлиять на рынок. Все трейдеры знают, какое количество зерна у него есть и сколько он может выставить на продажу». А директор по маркетингу компании «Росхлебопродукт» (входит в группу «Агрос») Николай Демьянов считает, что, если правила игры на рынке будут известны заранее, зерновым компаниям будет намного легче и проще строить плановую работу по закупке и сбытовым программам. «Но в то же время мы должны понимать, какими будут условия «включения» и «выключения» интервенций, и должны видеть, при каких ключевых параметрах это происходит, — говорит он. — Завершенного механизма мы пока не видели». По мнению гендиректора компании «Русагро-Зерно» (входит в группу «Русагро») Антона Малинкина, определять необходимость проведения интервенций должны не ценовые коридоры, а «комплекс критериев зернового рынка: общий обем зерновых, уровень цен, тенденции их изменения».


