С 1 июля этого года вступает в силу новый закон «О техническом регулировании», согласно которому государство больше не должно контролировать качество производимых в стране товаров. Санитарные врачи опасаются, что в ближайшее время Россию наводнят некачественные продукты питания.
На этой неделе в ходе очередной проверки Свердловский центр госсанэпиднадзора приостановил деятельность 118 предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли. Причина того – ужасное качество производимых и реализуемых товаров. Свердловские санитарные врачи забраковали 237 партий продуктов питания, большая часть которых – колбасные, молочные, хлебобулочные изделия и рис. По мнению экспертов, качество пищевых товаров в России продолжает ухудшаться, и, возможно, в ближайшем будущем травить россиян производителям станет еще легче. Через неделю вступает в силу новый закон «О техническом регулировании», который должен заменить устаревшие, по мнению чиновников, ГОСТы, написанные еще в советские годы. Теоретически выпуск данного документа преследует исключительно благие цели – «развязать» руки производителям, освободить их от бесконечных вымогательств со стороны проверяющих структур. Кроме того, закон должен способствовать широкому распространению некоммерческих общественных организаций, которые будут самостоятельно разрабатывать свои аналоги ГОСТов. Однако чиновники из Минздрава опасаются, что подобная либерализация законодательства о стандартизации и сертификации даст совсем другой эффект: количество некачественных товаров, в том числе и пищевых, возрастет в разы.
Сегодня, помимо обязательного лицензирования, которое в соответствии с новым законом «О лицензировании» сохранилось только для очень узкого круга товаров (например, медикаментов), чтобы произвести определенный продукт, необходимо иметь сертификат качества на него. Сертификат – это документ, подтверждающий соответствие данного товара обязательным требованиям. Помимо сертификата с советских времен сохранились стандарты — некие совокупности требований, не имеющих обязательной силы, но характеризующих качество продукта. «В общем-то, уже сейчас ГОСТы имеют обязательную силу только в числе тех требований, которые касаются безопасности жизни и здоровья граждан и окружающей среды, а также в части идентификации продукции, — сказал RBC daily председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. — Например, потребитель имеет право знать, что тот товар, который он покупает, называется «маргарин», а не «масло»».
Благой замысел разработчиков вступающего с 1 июля в силу закона заключался в том, чтобы «вывести» обязательные требования «из тела» ГОСТов, закрепить их в отдельном законодательном акте, а все остальные требования сделать необязательными, рекомендуемыми. В итоге должна получиться такая система: есть федеральный закон «О техническом регулировании», в котором указано только два случая, когда государство может вмешиваться в деятельность предпринимателей. Первый — защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. А второй — предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Для конкретных отраслей данные правила будут закреплены в технических регламентах, принимаемых Госдумой РФ. Предлагать проекты регламентов, по замыслу законодателей, должны различные профессиональные организации, которые прежде всего и заинтересованы в том, чтобы их отрасль работала эффективно. По словам Петра Шелища, например, уже полгода назад проект регламента в сфере производства и оборота парфюмерно-технической продукции был представлен Ассоциацией производителей парфюмерно-косметической продукции РФ. Технические регламенты будут иметь статус закона, и принимать их будет Госдума «по всем правилам». До того момента, как регламенты будут приняты, старые ГОСТы сохранят юридическую силу.
Вторая часть новой системы контроля качества – рекомендательная. Все остальные нормы ГОСТов, которые не попадают под понятия «безопасность» и «идентификация», оформляются в виде стандартов и носят исключительно рекомендательный характер. То есть безопасность продукции государство гарантирует своим гражданам, а вот качество нет. По замыслу законодателей, качество товаров будет гарантировать потребителям сам рынок. Создаваемые профессиональные обединения будут разрабатывать свои стандарты качества, принимать в свои ряды лучших представителей отрасли и, если выпускаемая ими продукция будет соответствовать разработанным ими стандартам, маркировать их товары каким-нибудь отличительным лейблом. Именно так, по словам экспертов, и регулируются вопросы качества во всем цивилизованном мире. «Вспомните, даже в фильме «Один дома» главный герой картины, маленький мальчик Кевин, приходя в магазин, при выборе зубной пасты спрашивает у продавца, рекомендована ли она Ассоциацией стоматологов, — рассказывает Петр Шемищ. — Действительно, весь западный мир живет по таким правилам. Это потому, что понятие брэнда там очень развито, люди ориентируются прежде всего на него. Поэтому, в отличие от России, где выход на рынок стоит для предпринимателя очень дорого (это всевозможные лицензии, сертификаты, согласования), на Западе выйти на рынок может каждый, но зато, если он нарушит права потребителей, ему придется хорошо раскошелиться». Правда, России до развитого Запада еще очень далеко – даже сами эксперты признают, что отечественные производители будут позиционироваться на рынке подобным образом лишь лет через 10-15. Да и доверия к различным «отличительным знакам» в России пока что нет. Не секрет, что за определенные деньги крупная компания вполне может организовать себе «независимую экспертизу», которая признает ее товар «маркой года».
Другими словами, даже если принять на веру прогноз, что через 10-15 лет в России появится достаточное количество профессиональных ассоциаций, которые разработают серьезные стандарты качества и не будут торговать «отличительными знаками», в переходный период страну ожидает настоящее нашествие некачественных продуктов. «Даже сейчас, при существующей жесткой системе контроля, санитарные врачи постоянно закрывают огромное количество производств, выпускающих некачественные товары, — сказала RBC daily сотрудница отдела гигиены питания Минздрава РФ. — После вступления в силу этого закона государство просто «умывает руки», оно больше не отвечает за качество товаров вообще, перекладывая это на плечи неких профессиональных сообществ. Государство теперь гарантирует только безопасность, качество определяйте сами».
Что же касается предстоящего сокращения полномочий проверяющих органов, на которое надеются авторы законопроекта, то сами предприниматели, похоже, в такую возможность не сильно верят. «Сейчас в одной только Москве около 30 столичных проверяющих организаций, а ведь есть еще и федеральные, которые также уполномочены «захаживать» в гости к предпринимателям, — сказал RBC daily эксперт Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. — Многие из предпринимателей до сих пор не знают своих элементарных прав, например, того, что инспектора нельзя впускать на предприятия без наличия специального предписания на проверку. Поэтому я не верю, что принятие нового закона им существенно облегчит жизнь, контролеры по-прежнему будут «брать их на понт» и требовать денег».


