Земля стала товаром. Но почему под нее нельзя получить кредит в банке?

Вторник, 20 октября 2009, 18:35

Ипотека все еще под запретом.

— После вступления в силу Закона РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в некоторых регионах страны царит совершенно непонятная мне эйфория, — сказал на недавней встрече с руководителями сельхозпредприятий и фермерами самарский губернатор Константин Титов. — Спору нет, закон очень нужный и своевременный. Но он не сможет работать в полную силу до тех пор, пока землю нельзя будет передавать в залог под банковский кредит.

Это как у Жванецкого: собрали какой-то механизм, все правильно, включаем — не работает. Так же и закон: вроде все правильно, а сполна не работает. Он пока больше похож на декларацию о намерениях. Привлечь инвестиции помогла бы ипотека, то есть получение банковских кредитов под залог сельхозугодий, которая во всем мире является мощнейшим импульсом для развития сельского хозяйства.

Но ипотека земли запрещена другим Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)". А под какой другой залог крестьяне сегодня могут взять банковский кредит? Под свои дома, под полуразвалившиеся строения и такую же технику? Да ни один нормальный банк с ними и разговаривать о таком залоге не будет.

Еще задолго до вступления в силу закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" администрация Самарской области оспорила в Конституционном суде России запрет ипотеки земли. Суд принял это заявление к сведению, но дело к слушанию не назначил, так как в то время Государственная Дума уже приняла поправки в закон об ипотеке. Но думские поправки не прошли через Совет Федерации, который отклонил их еще в апреле прошлого года. Тогда же, почти год назад, была создана согласительная комиссия, работа которой и по сей день (!) не дала никаких результатов.

В декабре минувшего года Константин Титов обратился за помощью к Президенту РФ Владимиру Путину. В своем письме он просил Президента дать указание его представителям в Федеральном Собрании оказать содействие в скорейшем устранении противоречий двух законов. Александр Волошин и Дмитрий Козак тут же получили соответствующую резолюцию на этом губернаторском письме.

Но воз и ныне там. Закон об обороте сельхозземель уже должен работать в полную силу. Но мощнейший инструмент его эффективной реализации все еще под запретом. А согласительная комиссия все еще заседает. Повторимся, без каких-либо результатов.

Мнения об ипотеке тех, кого этот закон коснется более всего, а именно сельских товаропроизводителей.

Константин Семин Самарская область.

Нужно знать географию

— Ипотека сельхозземель, несомненно, будет интересна банковским структурам. Определение ликвидности земельных участков и, соответственно, возможности использования их в качестве залога будут зависеть в первую очередь от географического фактора, климата, качества почв, наличия мелиорации, развитости инфраструктуры, удаленности и состояния рынка земли в каждом конкретном регионе. Для краткосрочных и среднесрочных кредитов ипотека сельхозземель станет эффективным инструментом обеспечения возвратности кредитных средств. Что касается долгосрочного кредитования, то в существующей экономической ситуации определяющим фактором является не предмет залога, а величина процентной ставки и рентабельность проекта. В настоящий момент ставка рефинансирования Центробанка равна 18 процентам. Прибавьте сюда маржу коммерческого банка — это 3-10 процентов. Для того, чтобы получить долгосрочный кредит, необходим хорошо просчитанный бизнес-план и высокорентабельное сельхозпроизводство.

Александр Чурсин, менеджер кредитного отдела одного из столичных банков

Длинный рубль и аукцион.

— Ипотека сельхозземель даст возможность запустить механизм долгосрочного кредитования аграрного производства. "Длинных" по времени кредитов сейчас на селе практически нет. Однако чтобы не создать очередной теневой сектор в экономике и исключить организованный вариант массового обезземеливания, в законе "Об ипотеке сельхозземель" необходимо четко прописать запрет на переход земель в собственность банков в случае невозможности сельхозпроизводителя расплатиться за кредиты. Заложенные земли в подобной ситуации необходимо выставлять на аукцион.

Рената Янбых, кандидат экономических наук

В банк идти не с чем.

— В нашем районе 670 крестьянских хозяйств, и мало кто может похвастаться большими наделами. У нас под кредит банки требовали под залог зерно или технику не старше трех лет. С тем и другим — большая проблема.

Зачем зерно закладывать, если его можно продать? А что касается новой техники, то у нас ее почти нет. На покупку комбайнов и тракторов опять-таки нужны кредиты, а где их взять?.. Одна надежда на то, что, наконец, заработает ипотека и землю можно будет заложить в банк. Я уверен, что в нашем районе многие захотят воспользоваться такой возможностью. Лично я точно буду в числе первых. Производство картофеля, которым сейчас занимаюсь, дело высокозатратное, кредиты на закупку семян нужны как воздух, но пока нечего закладывать в банк, чтобы их получить.

Олег Чичмаренко крестьянское хозяйство "Росток", Гулькевичский район,

Краснодарский край

Начинать надо с колышка.

— До сих пор в стране не проведена инвентаризация земель сельхозназначения, земельные паи обезличены. Даже в одном районе, где среднекадастровая оценка земли одинакова, каждое поле отличается друг от друга, соответственно разной будет и его рыночная цена. До тех пор, пока каждый земельный пай не будет отмечен колышком и персонифицирован, никто в залог землю брать не станет.

Станислав Поздняков , председатель Ставропольской краевой Ассоциации кредитных кооперативов

Родственничек, дай взаймы.

— Начинающему фермеру сегодня, кроме собственного участка земли, и заложить под кредит нечего, так как он еще не успел обзавестись ни техникой, ни строениями. Поэтому мы за закон о залоге земли, который облегчит нам доступ к кредитам.

В нашем районе определена кадастровая стоимость одного гектара в 40 тысяч рублей. Если один пай на Ставрополье в среднем составляет примерно 10 гектаров, а банк берет, как правило, двойной залог, то фермер сможет надеяться на кредит в 200 тысяч. Вроде бы хорошо. Но я думаю, что такая цена земли явно завышена. Ни один банк не даст 200 тысяч под залог в 10 гектаров. На мой взгляд, реальная стоимость гектара в нашем районе не более десяти тысяч рублей. Прав я или нет, никто не знает, так как реального рынка земли пока нет и он появится нескоро, потому что у большинства сельхозпроизводителей нет денег на покупку земли. Так что вряд ли нам стоит надеяться, что с принятием закона об ипотеке он сразу же начнет давать реальную отдачу.

Он может вообще оказаться мертвым, если начнут претворяться в жизнь идеи ставропольских законодателей, которые хотят в своих регионах определить минимальные размеры сельхозугодий. Ставропольские думцы, например, намереваются установить планку в сто гектаров. Краснодарские законодатели установили и того больше — 300 гектаров. Это значит, что 80 процентов фермерских хозяйств просто исчезнут с лица земли, так и не испытав на практике закон об ее ипотеке. 90 процентов земли у сельхозпроизводителей не собственные, а арендованные. Собственники, владеющие сотнями гектаров, а именно при таких размерах земельных участков заработает эффективно механизм залога, появятся очень не скоро.

Василий Лопатин председатель Изобильненской Районной Ассоциации

крестьянских (фермерских) хозяйств, Ставропольский край

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля