На прошлой неделе вице-премьер, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев был вызван в Кремль, где перед Президентом РФ отчитывался о готовности российского агропрома к весенне-полевым работам.
Основные проблемы АПК, по словам Алексея Гордеева, заключаются в недостаточном кредитовании предприятий агропромышленного комплекса и высоких ценах на горюче-смазочные материалы. О своем видении проблем в российском агропроме корреспонденту "Российской газеты" рассказала генеральный директор госкомпании "Росагролизинг" Елена Скрынник.
— Как вы оцениваете в целом ситуацию в агропроме накануне весенних полевых работ?
— Ситуация достаточно сложная — урожай прогнозируется на 15-20 миллионов тонн зерновых меньше, чем в прошлом году. Обеспеченность агротехникой составляет половину от требуемой. Около 20 процентов озимых вымерзло, их придется пересевать, а это — дополнительный посевной материал, техника, топливо да и людские ресурсы.
Уже в прошлом году в отрасли замедлились темпы роста, прибыль сельхозорганизаций в 2002 году составила всего около 50 процентов по отношению к 2001 году. Основные причины — в диспаритете цен на сельхозпродукцию, продукцию машиностроения и ГСМ. Поэтому в 2002 году и были применены проверенные формы государственной поддержки — интервенции на зерновом рынке, субсидирование процентной ставки по банковским кредитам и т.д. А в июле прошлого года вступил в силу Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Создана и новая национальная система аграрного лизинга, в основе которой лежит деятельность ОАО "Росагролизинг".
Все это в целом, безусловно, должно положительно повлиять на ситуацию в агропромышленном комплексе.
— В Минсельхозе утверждают, что за последние годы сельскохозяйственная отрасль стала более привлекательной для инвесторов. Вы с этим согласны?
— Это хорошо иллюстрируют цифры: в 2002 году инвестиции в отрасль увеличились на 6,9 процента. В агропромышленный сектор со своим капиталом пришли крупнейшие российские компании, которые ранее работали только на рынке ТЭК или в горнодобывающей промышленности. Уже создаются совместные предприятия по производству современной сельскохозяйственной техники.
— Тем не менее, себестоимость сельхозпродукции растет. С чем это связано?
— С ростом цен на горюче-смазочные материалы, повышением тарифов на перевозки и на электроэнергию. Сохраняется также и высокий уровень налоговой нагрузки на отрасль. А вот эффективные механизмы внутреннего продовольственного рынка до сих пор отсутствуют. Вот и приходится закупать еще продовольствие за рубежом.
— Что в этом случае, на ваш взгляд, должно сделать Правительство?
— Правительство уже предпринимает определенные меры. В частности, началось финансовое оздоровление сельхозпредприятий, разработана программа увеличения плодородия почв, в бюджете 2003 года выделено 24 миллиарда рублей на реструктуризацию задолженности, увеличены средства для проведения весенне-полевых работ. Вводится и более гибкий порядок квотирования импорта сельскохозяйственной продукции. Стимулируется производство сельскохозяйственной техники.
— В этом плане многое как раз зависит и от вашей компании "Росагролизинг", на долю которой приходится около половины всей закупаемой сельскохозяйственной техники. Но в прошлом году техника, поставляемая вашей компанией, не всем предприятиям была по карману. Что-нибудь изменится в этом году в условиях поставки техники?
— Да. После одного из мартовских заседаний Правительства, на котором были обсуждены проблемы предстоящих весенних полевых работ, совет директоров "Росагролизинга" решил сделать лизинг сельхозтехники более доступным для сельхозпредприятий, снизив процентную ставку с 7 до 4 процентов годовых. Одновременно увеличен с 5 до 7 лет срок лизинга по некоторым видам комбайнов, тракторов и оборудованию. По прочей технике — с трех до пяти лет. С 10 до 7 процентов мы сократили размеры авансового платежа по этим же видам техники стоимостью свыше 700 тысяч рублей.
— Выходит, сельхозтехника для потребителей подешевеет?
— Я бы сказала так: темп роста цен существенно снизится. Так, общее удорожание предметов лизинга для сельхозпредприятий с учетом договоров сублизинга по некоторым видам комбайнов и тракторов уже снизилось с 39 до 30 процентов. То есть за год предмет лизинга для потребителей подорожает не на 7,8 процента, а на 4,3, а по договорам поставки прочих тракторов и другой сельхозтехники — не на 28, а на 24,3 процента. Поэтому мы рассчитываем, что с этого года число сельхозпредприятий, которые смогут заключить с "Росагролизингом" договоры на поставку сельхозтехники, значительно увеличится.
— Не боитесь, что доходность компании снизится?
— Да, по нашим расчетам, доходность нашей компании снизится на 25 процентов. Но поскольку компания является инструментом в первую очередь государственной поддержки, то интересы отечественных сельхозпредприятий для нас — главное.
— До сих пор вы предлагали хозяйствам только отечественную технику. Не планируете ли вы сотрудничество с иностранными производителями сельскохозяйственной техники?
— Многих наших лизингополучателей предлагаемая нами техника вполне устраивает. Но вы правы, часть хозяйств, в основном это крупные агропромышленные холдинги, предпочитает работать на комбайнах и тракторах иностранного производства. В ближайшее время в устав компании будут внесены изменения, которые позволят "Росагролизингу" заниматься и коммерческим лизингом.
Разумеется, процентная ставка будет иная, коммерческая. Но таким образом мы не только расширим ассортимент нашей традиционной техники, но предложим хозяйствам и перерабатывающее оборудование, до сих пор нами не поставляемое по лизингу. Которое, кстати, очень выгодно для хозяйств. Имея не только технику для уборки урожая, но и технологическое оборудование, они смогут сами перерабатывать продукцию, а не сдавать ее по дешевке посредникам.


