На дворе март, близится время сева. В хозяйствах Оренбургской области предусматривается посеять 3,4 миллиона гектаров зерновых, кормовых и технических культур.
Требуется более 1,8 миллиарда рублей на горюче-смазочные материалы, запасные части и ремонтные работы, на удобрения и средства защиты растений. Средства — не маленькие! Где взять такие деньги, если 57 процентов местных налоговых поступлений перечисляется в федеральный центр, а половина того, что поступает в областной бюджет, уходит на оплату труда? Ясно, региональные возможности выделения средств на сельхозработы, связанные с производством зерна, весьма ограниченны. Мы можем покрыть бюджетными средствами лишь десятую часть потребностей, еще столько же денег выделяем на льготное кредитование, что позволит хозяйствам привлечь на обеспечение весенних полевых работ 500 миллионов рублей кредитов. Три года подряд мы собираем по 3,5 миллиона тонн зерна, в этом намечаем получить не меньший урожай. И для этого уже немало сделано. К примеру, в товариществе на вере "Южный Урал" Сакмарского района, которым руководит Василий Шегуров, техника уже готова. В минувшем году здесь собрали на 40 процентов зерна больше, чем годом раньше. И реализовали его не зерном, а мукой, и хозяйство осталось высокорентабельным. Оно закупает семена и средства защиты в фирме "Монсанто", благодаря чему урожай подсолнечника — 1,5 тонны, кукурузы на зерно — 2,2 тонны. Успешно вписались в рынок и многие другие хозяйства.
В Новосергиевском районе благодаря интеграции удалось вернуть в оборот 10 тысяч пашни, получить от промышленных партнеров 10 миллионов рублей на подготовку к севу. Здесь задействованы научные ресурсы, новые технологии намечено применить уже в этом году. Развивая животноводство, новогиреевцы продолжают залужать брошенную пашню, увеличивают посевы травосмесей с упором на бобовые. В области создано 110 интеграционных обединений по цепочке: сельхозтоваропроизводители — переработчики — представители структур, реализующих конечную продукцию.
Этим способом в сельхозпроизводство вовлекается частный капитал, финансы промышленных предприятий. Инвесторы уже вложили в сельское хозяйство 1,8 миллиарда рублей. Ожидается, что в нынешнем году они вложат в структуры АПК еще не менее 700 миллионов рублей. Как-никак в интеграционных обединениях обрабатывается почти 1 миллион гектаров земли. И все же для качественного проведения весенне-полевых работ усилий самого Оренбуржья (думается, как и любого другого региона) явно недостаточно.
Нужны решения, способствующие развитию агропромышленного комплекса, на уровне Правительства России. Прежде всего надо сделать более дешевыми кредиты банков. Явно недостаточно выделение ссуд в 1,2 миллиарда рублей на покрытие кассовых разрывов, определенные проектом постановления Правительства РФ "О мерах по обеспечению проведения в 2003 году весенне-полевых работ". Если документ будет утвержден в нынешнем виде, на долю каждого субекта Федерации придется не более 15 миллионов рублей. Это очень и очень мало, поскольку одному Оренбуржью на покрытие этого разрыва требуется не менее 100 миллионов рублей.
Прискорбно, но приходится вспоминать старые болезни. По-прежнему увеличиваются цены на энергоносители, нужные селу, особенно большой рост цен на горюче-смазочные материалы. В марте прошлого года тонна дизельного топлива стоила 4 тысячи рублей, а сейчас — 8,5 тысячи. Соответственно тонна бензина А-76 — 4,5 тысячи и 8,9 тысячи рублей. То есть практически стоимость горючего выросла в 2 раза.
А что происходит на зерновом рынке, и говорить не хочется. Ситуация сложилась чрезвычайная. Цена на зерно по сравнению с 2001 годом снизилась в полтора раза. Выделенные Правительством РФ 6 миллиардов рублей на закупку зерна по товарным интервенциям на ценовую ситуацию повлияли, но не настолько, как ожидалось.
Во-первых, проведение торгов запоздало по срокам. К этому времени значительная часть зерна за бесценок ушла к перекупщикам. И винить за это село не надо — сельчанам нужно было срочно рассчитываться за материальные ресурсы, займы и т.д. В результате обемы закупок оказались меньше запланированных. И деньги на оплату уже "законтрактованного" зерна поступают с опозданием.
Таким образом, экономический эффект от проведения акции для села оказался незначительным. Нынешнюю поставку техники селу по федеральному лизингу надо приветствовать, но нужно удешевить лизинговые услуги, а срок лизинга для дорогостоящих машин (трактора К-700, зерноуборочные машины) увеличить не менее чем до 8-10 лет. Торговая надбавка к технике, поступающей по лизингу, должна быть минимальной. Особая речь о кредитах для села. С созданием Россельхозбанка, как основного финансового партнера сельхозтоваропроизводителей, надо бы в 2003 году выделить более значительные средства на кредитование сельхозпредприятий и организаций АПК. Предусмотренное постановлениями Правительства РФ N 403 от 11 июня 2002 года и N 115 от 19 февраля 2003 года возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам практически ничего не дало. Причина этому одна: схема оформления кредитов и документов на субсидии усложнена, а банки отказывают сельчанам в выдаче кредитов более чем на 1 год. Поэтому необходимо предусмотреть выделение Россельхозбанку лимитов на кредит сроком хотя бы от 3 до 5 лет.
Мы долго ждали эффекта от принятого в июле прошлого года Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Увы, он до сих пор не работает в полную силу из-за длительной процедуры согласований. Кроме того, правительственной комиссии надо решить вопрос о включении в перечень реструктуризуемой кредиторской задолженности — задолженность по лизингу, кредитам банка, предприятиям естественных монополий и т.д. А точнее, необходимо списать с сельхозтоваропроизводителей задолженность по пеням и штрафам в полном обеме, а на основной долг наложить мораторий на 5-10 лет. Что стоит за моими предложениями? Увы, они не плод свободных размышлений. Осуществления изложенных предложений требует суровая необходимость. Труженики АПК Оренбуржья в сложных экономических условиях неплохо завершили предыдущий сельскохозяйственный сезон. Обемы производства зерна в регионе ежегодно увеличиваются и за 1999-2002 годы возросли на 858 тысяч тонн. Валовой сбор зерна в минувшее лето составил 3579 тысяч тонн. Увеличилось производство молока, мяса, яиц, шерсти. Годовой обем валовой продукции достиг 26 миллиардов рублей. Казалось бы, живи да радуйся. Но не тут-то было. Приведу статистику: в 1999 году сельчане Оренбуржья получили 705 миллионов рублей прибыли, в 2000-м — 1032 миллиона, в 2001-м — 766 миллионов. А в 2002 году только 41 процент хозяйств завершили год с прибылью в 20 миллионов рублей. Уверяю, оренбуржцы работать не разучились. Падение доходов не всегда их вина. Закономерен вопрос: а что дальше? Государство и село должны стать надежными партнерами друг для друга. Этого требуют интересы России…
В принципе ситуация ничем не отличается от пресловутых рыбных аукционов или от попыток навести порядок на алкогольном рынке в 2001 году. Исходя из того, что положение нетерпимое, государство предпринимает более или менее удачные шаги, смысл которых — сделать правила игры прозрачнее. Отраслевики сразу поднимают крик: ну не хочется терять левые сверхприбыли. Быть может, государство тоже действует не лучшим образом. Так, уже признано, что система алкогольных акцизных складов оказалась неэффективной.
Алексей Чернышев глава администрации Оренбургской области, секретарь центрального совета


