Промышленность края и особенно сельхозмашиностроение находятся, мягко говоря, в сложном положении. Две цифры: в крае около 80 предприятий связано с машиностроением, на них работают почти 25000 человек. Статистика не учитывает членов их семей, благополучие которых в значительной мере зависит от получаемой зарплаты, а значит, от обемов выпускаемой продукции, реализации, прибыли, уровня конкуренции на рынке и многих других экономических факторов. Где же выход?
В создании Алтайского машиностроительного холдинга, считает член совета директоров ОАО "Алтайвагон" Сергей Хачатурян.
— Были времена, в стране собиралось около 95 тысяч тракторов в год. А в 2001 году в России было продано всего около шести тысяч. При этом основную массу (65 процентов) реализовал Волгоградский тракторный, остальное — "Алттрак". В прошлом году наши тракторостроители продали еще меньше — 1003 машины. Можно еще исправить ситуацию и спасти отрасль?
— Однозначно ответить трудно. Мы прекрасно понимаем, что одно предприятие, даже такое, как Алтайский тракторный завод, несмотря на его мощности, славную историю, профессиональный коллектив, не может заинтересовать федеральные госструктуры. И не потому, что таких предприятий в стране тысячи, и не потому, что практически все они частные. Главное в другом — необходимо решать проблемы машиностроительного комплекса в целом, а не одного, пусть даже крупного предприятия.
— Тогда давайте начнем с постановки проблемы. В чем она состоит?
— Это несколько глобальных проблем. Наше сельское хозяйство в большинстве случаев не в состоянии приобретать новое оборудование и технику. Со своей стороны сельхозмашиностроение сегодня не может дать селу дешевую и качественную технику, поскольку капитальных вложений в модернизацию предприятий не было более 10 лет. Многие заводы морально и технологически устарели. Основные предприятия сельхозмашиностроения края и страны находятся в сложнейшем финансовом положении, их перспективы туманны.
И в нашем аграрном крае, где большая часть населения связана с сельским хозяйством, вопрос стоит именно таким образом: как сохранить отрасль? Надо заинтересовать государственные структуры, коммерческие банки, без которых в таком деле не обойтись. Понятно, что у правительства других проблем хватает, банкам нужны гарантии возврата кредитов. И судьба одного предприятия сегодня, как бы жестоко это ни звучало, никого не озаботит. Единственный выход — обединить группу предприятий, которые обеспечат развитие отрасли.
— Но ведь просто так обединить не получится. Сейчас руководители этих предприятий — хозяева положения, а при обединении…
— Большинство руководителей согласны с идеей обединения. Среди директоров крупных предприятий давно нет романтиков. Они хорошо видят, что происходит с экономикой сегодня, просчитывают перспективу на завтра. Глава администрации края А.Суриков еще в прошлом году собирал десять руководителей промпредприятий, чтобы обсудить идею создания холдинга, подходы, условия, возможности обединения. Сама ситуация требует этого. Но обединение обединению рознь. Здесь главное — под какой идеологией это произойдет. Сразу подчеркну: важна не форма или название, а та идея, которая будет лежать в основе таких действий.
Когда мы говорим о реальных трудностях конкретного предприятия сельхозмашиностроения в крае, мы подчас забываем об имеющихся преимуществах. Для холдинга это крайне важно, так как это составляет ресурс развития. На Алтае более десятка только крупных промышленных предприятий, связанных с тракторостроением: "Алттрак", АЗА, Рубцовский машзавод, АНИТИМ, "Алтайдизель", завод алюминиевого литья… У одного лучше инструментальные цеха, у другого — литейное производство, хорошие сборочные линии на самом Алтайском тракторном заводе… Это наши внутренние ресурсы, наши инвестиции. Но сегодня они как бы не учтены и не организованы. Поэтому необходимо провести своеобразную реструктуризацию. Или инвентаризацию, если хотите. Сейчас необходимо очень четко определиться — что может работать, а что необходимо изменить и развивать, куда в первую очередь вкладывать средства и ресурсы.
— Сергей Грантович, обединив предприятия в холдинг, вы надеетесь получить поддержку государства, ожидаете появления богатого инвестора?
— Если честно, я не очень верю в поддержку холдинга со стороны правительства России. Хотя такая возможность есть. Мы слишком долго тянули резину, слишком много упустили времени. Если бы мы начали формировать машиностроительный холдинг два-три года назад, сейчас можно было бы серьезно рассчитывать на господдержку. Сельхозмашиностроение — это ведь проблема не только Алтайского края, а всей России. Обединившись в холдинг, мы получим основное и реальное преимущество — перспективу работы с банками, возможность получения серьезных и относительно дешевых кредитов. Кроме того, такая форма позволит проводить совместную политику на рынке и даже формировать его. То есть обединение алтайских предприятий сельхозмашиностроения должно произойти не только по территориальному признаку, но и на основе общности интересов как в регионе, так и за его пределами.
— Но в таком случае речь идет об огромном комплексе действий, куда будут включены предприятия, банки, краевые органы власти, депутатский корпус… Даже трудно представить весь обем работы.
— Общий кризис отрасли в стране должен подтолкнуть к действию еще и депутатов Госдумы, членов Правительства России. Проблема такого масштаба может решиться только общими усилиями. И в данном случае мы выступаем с позиции государственных интересов. Мы говорим не об одном предприятии, а о комплексе заводов по производству тракторов с полным набором необходимого навесного оборудования. Потерять завод сегодня несложно. Даже только по этой причине идею создания машиностроительного холдинга должны подталкивать, лоббировать все.
На мой взгляд, в перспективе имеют право на существование две программы развития сельхозмашиностроения России -государственная и территориальная. Руководство края должно лоббировать в Москве не только интересы своего региона, но и настаивать на необходимости развития всего сельхозмашиностроения. Если правительству говорить об одном предприятии, никто этого не поймет. А вот если отстаивать интересы группы заводов — это совсем другое дело.
— Неизбежно возникнет вопрос: кто станет во главе, вокруг какого завода будет происходить образование холдинга?
— Обединяться надо вокруг сборочного производства. Алтайский тракторный будет стоять в центре. Но это не значит, что он получит какие-то привилегии. Управлять всем будет холдинг. В нынешней ситуации это должен быть "агрессивный" орган, поскольку иначе не захватить рынок. Нам потребуются новая идеология, новые подходы в решении многих вопросов. Должна быть создана своя марка, свой бренд.
— И какими качествами должно обладать руководство новой фирмы?
— Мы неизбежно придем к единой системе управления, сбыта, маркетинга. Но для этого необходимо пройти ряд этапов реорганизации и понимания. Самое главное — изменить сознание руководства предприятий. Директор завода не должен вникать в технологию до последнего винтика — для этого есть инженеры, технологи, мастера, которые лучше знают процесс. Это их работа. Нам надо вырастить класс профессиональных управленцев, способных обеспечить благоприятные условия для развития предприятия, вырабатывать конструктивные идеи, определять стратегическую линию, доверяя всю остальную работу специалистам. У нас, к сожалению, пока получается все наоборот — директор должен быть экономистом, стратегом, маркетологом, снабженцем, ежедневно управлять технологическим процессом и реализацией. Это не столько его вина, сколько беда. Мы уже говорили о необходимости внешней поддержки, но не менее важна и внутренняя — коллектива, специалистов.
— А не опоздаем с организацией холдинга?
— Могу сказать одно: если бы мы начали несколько лет назад -было бы проще, но проблем возникало бы не меньше. Сейчас нам труднее, но это не повод для того, чтобы сидеть сложа руки. Надо действовать, мы можем и должны собрать основные силы края ради будущего.


