Скандал с особо опасным гербицидом нитрофеном перешагнул границы Германии.
Европейская комиссия, собиравшаяся ввести запрет на вывоз биологически чистых продуктов из Германии, прежде всего пшеницы и яиц, ввиду их возможной зараженности нитрофеном, пока заморозила свое решение. Однако присутствие этого химического вещества обнаружено теперь и в обычных сельскохозяйственных продуктах: как в отечественных, так и в импортных. Лабораторные анализы выявили следы канцерогенных соединений, близких к нитрофену, в мясе из Бразилии и Таиланда.
Сельское хозяйство Германии до сих пор считалось относительно благополучным. После недавней угрозы эпидемии "коровьего бешенства" правительство ФРГ предложило новую концепцию экологически чистого земледелия, но скандал с нитрофеном застал врасплох организаторов реформы.
Выяснилось, что федеральные власти и административные органы на местах абсолютно не подготовлены к борьбе с такими химическими и биологическими катастрофами, которых в принципе быть не должно. История с "коровьем бешенством" в какой-то мере повторилась. Нитрофен, пагубно влияющий на генетику человека и животных и запрещенный к производству и использованию в 1988 году, был вычеркнут из списков возможных причин экологической катастрофы.
Словно в насмешку над концепцией экологически чистого земледелия, которую министр защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства Рената Кюнаст рекламировала как гарантию от новых беспорядков в аграрном секторе, зараженные гербицидом корма для птицеферм и крупного рогатого скота принесли несчастье в первую очередь тем хозяйствам, где практиковалось исключительно биологическое производство.
Вся система экологического земледелия оказалась дискредитированной отсутствием действенного контроля со стороны властей. Происхождение гербицида как будто установлено, но неизвестны пути его проникновения на фермы. Специалисты ломают голову над вопросом: каким образом высокие дозы крайне опасного химического вещества, которое присутствовало якобы только в зернохранилищах бывшей ГДР, могли распространиться по другим землям, преодолевая значительные расстояния. В последние дни в восточных землях Германии пришлось закрыть 500 животноводческих ферм, не имеющих отношения к экологически чистому земледелию.
Получив тревожную информацию еще в начале этого года, федеральное министерство во главе с Кюнаст более двух месяцев отсыпалось на этих данных. Попытки навести у себя порядок задним числом выглядят наивными. Поначалу даже пытались свалить появление нитрофена на незаконный импорт гербицида из России или из других стран СНГ. Потом стали говорить об ограниченных местных следах. Хозяйка министерства предпочитает избегать упоминания о кризисе, сводя катастрофу к скандалу. Слово "кризис" может иметь неприятные последствия для "красно-зеленого" правительства накануне выборов. Однако независимо от этого политического фактора эффективного контроля никто обещать не может.
Но самое главное, о чем заставляет задуматься скандал с нитрофеном: возможно ли вообще экологически чистое земледелие в эпоху глобализации? Может быть, оно столь же утопично и нереально, как и чистое искусство, которым бредили некоторые деятели культуры в начале прошлого века?
Оппозиция требует отставки министра Ренаты Кюнаст. По престижу "красно-зеленого" правительства, гордившегося своей экологической реформой, нанесен еще один чувствительный удар.


