Так уж издавна повелось, что если хотят сказать о чем-то непонятном, то говорят «темный лес». Как выяснилось, недаром. События уходящей недели показали, что лесная промышленность является одной из самых непонятных отраслей российской экономики. Разобраться в лесных проблемах пытались президент страны, губернаторы, президиум Госсовета, а вслед за ними и правительство РФ. Окончательное решение отложили на осень.
Почти 70 процентов территории России покрыто лесами, здесь сосредоточена почти четверть мировых запасов древесины. Это может стать колоссальным источником богатства, особенно сейчас, когда изделия из натуральных материалов, в частности из древесины, что называется, в цене, а спрос на продукты переработки лесоматериалов остается по-прежнему высоким. Лес по своему экономическому потенциалу вполне мог бы стать источником государственного дохода, соизмеримым с энергоносителями.
Увы, не про нас сказано. Мы впереди по всем абсолютным и относительным «лесным» показателям, кроме одного прибыли. Отечественный заготовитель пилит дерево, обрезает сучья и гонит это бревно на экспорт. А из бревна многое можно сотворить вспомните хотя бы Буратино. Только не наш дядя Вася его сделал, а иностранный папа Карло. Знаковый, как оказалось, выбор персонажа сделал писатель. Родные бревна, облагороженные до неузнаваемости, возвращаются к нам из-за границы в виде дорогой итальянской мебели, не менее дорогих финских саун и даже глянцевых журналов и многоцветных газет многие из них печатаются на заграничной бумаге.
Доля необработанной древесины составляет в структуре российского экспорта почти треть, говорится в докладе, подготовленном рабочей группой Госсовета под руководством губернатора Новгородской области Михаила Прусака. При этом производство основных видов дорогостоящих товаров, изготавливаемых из древесины, неуклонно снижалось. Страна превратилась в сырьевой придаток развитых стран, считают эксперты.
Леса продается немерено. Не в том смысле, что много, а в том, что неизвестно сколько никто не мерил. Прежде, в советские времена, лесозаготовитель не мог быть экспортером. Однако переход на рыночные отношения и либерализация внешней торговли дали возможность заготовителям самостоятельно торговать лесом, что мгновенно спровоцировало появление рынка неучтенной, а потому дешевой древесины. Обемы этого рынка оцениваются в 1030 процентов от легального рынка лесопродукции.
В прошлом году экспорт леса дал России 4,3 млрд. долларов. Для сравнения: Канада (площадь ее лесов в три раза меньше, чем у нас) выручила 25 млрд., а Финляндия, где запасы собственного леса в десятки раз меньше российских, 10 млрд. долларов.
Глубокий кризис лесной промышленности подтверждается не только неудовлетворительными экспортными показателями. 20 тысяч предприятий лесопромышленного комплекса производят только четыре процента промышленной продукции, производственные мощности загружены едва ли наполовину.
О путях выхода из кризиса на заседании президиума Госсовета высказался и президент РФ Владимир Путин. Он предложил создать «правила, стимулирующие проведение восстановительных мероприятий», сформировать инфраструктуру и законодательную базу лесного рынка. То, что происходит сейчас в лесной промышленности, он назвал «шабашной моделью хозяйствования». Президент предложил создать лесной кадастр, ввести долгосрочную аренду леса, предусмотреть передачу лесов в концессию
Один из участников заседания в беседе с корреспондентом «Века» выразил сожаление по поводу того, что президент ничего не сказал о необходимости воссоздания Министерства лесного хозяйства и его территориальных органов в субектах Федерации. Именно на этом настаивала рабочая группа Госсовета. В правительстве же убеждены, что и при существующей структуре кабинета министров можно проводить преобразования в лесной отрасли. Сейчас Государственная лесная служба насчитывает всего 58 человек и входит в состав Минприроды.
Само по себе создание министерства проблемы не решит, сказал «Веку» высокопоставленный сотрудник Администрации президента. Но вопрос, кто управляет лесами, остается.
В итоге правительство приняло проект концепции развития лесного хозяйства, разработанный Минприроды РФ, учло предложения Миннауки и не оставило без внимания предложения Госсовета. До 2010 года леса будут сохранены в федеральной собственности, а лесные участки могут быть переданы лесопользователям в долгосрочную аренду сроком на 5080 лет при условии, что они будут выполнять все восстановительные работы в арендованных угодьях. Возможно, будет снижена и арендная плата. Кроме того, концепция предусматривает частичное перераспределение полномочий по управлению лесами. По предложению президиума Госсовета РФ, стратегические задачи будут решаться на федеральном уровне, а вопросы практического использования лесного фонда передадут в ведение регионов. Концепция предусматривает и возможность введения частной собственности на лесные участки, принадлежащие системе Минсельхоза РФ, это не более 10 процентов от общего обема лесных угодий.
В программе восстановления лесной промышленности предусматривается также стимулирование производства продукции высокой переработки. В том числе решено значительно снизить, а в перспективе и вовсе свести к нулю пошлины на ее вывоз. В то же время предлагается увеличить экспортные пошлины на вывоз необработанной древесины. По мнению главы Минпромнауки Ильи Клебанова, на восстановление отрасли необходимо 20 млрд. долларов инвестиций. Цифра пока звучит нереально. Гораздо ближе к жизни другая, на которую готово пойти правительство, 12,4 млрд. рублей. Именно столько потребуется в следующем году для стопроцентного бюджетного финансирования Государственной лесной службы.


