Самый ответственный и самый волнующий период наступил в жизни сельчан. В стране началась жатва урожая. Главная проблема для крестьян — как собрать урожай и как его реализовать.
Уже сейчас элеваторы оккупировали желающие подешевле купить зерно. Эти же дельцы становятся завсегдатаями самих полей. Именно здесь, как говорится, не отходя от кассы, теневики пытаются за гроши скупить у сельчан урожай. Не обходится и без угроз. Полицейское патрулирование полей мало эффективно.
К концу жатвы им обычно бывает не о чем рапортовать. Мелкие воры не в счет. Махинации с зерном один из элементов теневой экономики. Демпинговые цены на зерно, по которым закупают зерно у фермеров всевозможные перекупщики, способствуют только разорению крестьянских фермерских хозяйств. Тем более, что собрать выращенный урожай с каждым годом становится все труднее. Нехватка техники, ГСМ сказываются на эффективности уборочной кампании. В Западно-Казахстанской области на 620тысяч гектаров уборочной площади приходятся всего 1780 единиц комбайнов. Нагрузка на один комбайн составляет 380 гектаров. По мнению самих сельчан, это очень большая нагрузка на технику, тем более старую и в большей степени разваливающуюся. В этих условиях власти предлагают максимально использовать световой день.
Однако самая главная проблема-это реализация урожая. В этом году Госпродкорпорация обязалась закупать ячмень у сельчан по 40долларов за тонну. Также в правительство внесено предложение об установлении цены для закупки пшеницы. Предполагается, что она будет реализовываться сельчанами по 70долларов за тонну. Однако правительственное постановление еще не подписано.
В большинстве случаев сельские товаропроизводители страдают из-за отсутствия законодательных норм, регулирующих оборот зерна. До последнего времени. Хранящееся на хлебоприемных пунктах и элеваторах зерно нельзя было отдать в залог и получить под него кредит. Впрочем, к сельчанину всегда было подозрительное отношение. Вечная несостоятельность, отсутствие залогового имущества- главные препятствия на пути получения крестьянином кредита. Банки второго уровня вообще не желают иметь дело с такими клиентами. А потому отказывают в выдаче кредита.
С принятием нового закона "О зерне" крестьян немного воспряли, по крайней мере закон дает большую перспективу развитию зернового производства. А введение института зерновой расписки должно бы вообще вдохновить тружеников села.
Зерновая расписка — новая форма отношении субектов в обращении с зерном. Такая форма уже давно и успешно применяется в США, Канаде, Болгарии и ряде других стран. Специалисты считают, что ее внедрение способствует развитию внутреннего рынка, эффективному кредитованию сельхозпроизводителей и улучшению финансового положения хлеборобов. С октября нынешнего года она будет вовсю внедрена в Казахстане.
Пока сельчанам обясняют всю выгоду ценной бумаги.
Зерновая расписка-это своего рода гарантийное письмо, в котором содержится количественно-качественная характеристика определенной партии зерна, хранящейся на элеваторе. При продаже расписки автоматически продается и зерно. Новый ее держатель может предявить документ элеватору, где ему обязаны будут отпускать соответствующий обем зерна. Кроме того, зерновая расписка, будучи ценной бумагой, может оформляться в качестве залога для получения банковского кредита. Сельчан привлекает именно последнее. Отныне владельцу зерновой расписки банки просто вынуждены будут давать кредиты. За этим государство намерено строго следить. Министерство сельского хозяйства в свою очередь разработало правила выдачи, обращения и погашения зерновых расписок. Определены формы данного документа, а также типового договора на хранение зерна. Бланки расписки печатаются в банкнотной фабрике Нацбанка.
Помимо всего прочего, зерновая расписка будет выступать в роли долговой ценной бумаги, а ее погашение будет осуществляться возвратом размещенного на хранение зерна. Проще говоря, возвратом зернового долга.
Сам факт того, что вся эта операция с зерном будет напрямую связана с деятельностью элеваторов, возлагает на последних большую ответственность. Вопрос, смогут ли и готовы ли наши элеваторы к предоставлению качественных услуг по хранению зерна. Не сгниет и не пропадет ли там столь ценный товар. Ведь ни для кого не секрет, что работа наших элеваторов и хлебоприемных пунктов оставляет желать лучшего. К тому же, за свои некачественные услуги элеваторы всегда заламывали слишком высокие проценты, что было просто не выгодно сдавать туда зерно на хранение. В нынешних условиях организацию системы зерновых расписок будут осуществлять только лицензированные элеваторы и ХПП.
Власти надеются, что путем введения зерновых расписок можно будет поднять сельское хозяйство, в частности зерноводство.
Ни для кого не секрет, что в последнее время крестьяне просто отчаялись от безысходности. Выращенный урожай они старались по возможности побыстрее продать, иногда тем же теневикам, лишь бы получить побыстрее прибыль и не зависеть от государства с его налогами и прочими издержками. Закладывать зерно на хранение считалось невыгодным. Дело доходило до того, что сельчане продавали все зерно, не оставляя даже на семена под будущий урожай. Весной повторятся одна и та же картина. Засевать поля нечем. Чтобы спасти сельское хозяйство, власти закладывали чуть ли не весь годовой бюджет области в залог для получения семенной ссуды под гарантии будущего урожая. Риск всегда слишком велик. А если регион настигает засуха или еще какое-нибудь форс-мажорное обстоятельство, то весь регион оказывался в заложниках у Госпродкорпорации. Классический пример-это Западно-Казахстанская область, которая в течение четырех лет подряд брала кредиты в виде семенной ссуды под гарантию бюджета и все четыре года область настигала засуха. В этой ситуации вся надежда на правительство и милостивость всех заинтересованных министерств. До сих пор ЗКО полностью не расплатилась с долгами прошлых лет. За областью числится 40тысяч тонн семян долга перед Госпродкорпорацией. Правда, в этом году власти обязались принять все меры для того, чтобы погасить оставшийся долг.
Зерновая расписка в этом отношении хорошее подспорье для крестьян. Тем более, что придание ей статуса ценной бумаги позволяет рассматривать ее как финансовый инструмент организации торговли зерном без фактического перемещения самого зерна как товара. Главное, чтобы сие зерно аккуратно лежало, где ему положено. Сельчанам уже сейчас нужно побеспокоиться и воспользоваться всей выгодой, которую сулит зерновая расписка. Тем более, что в наших условиях этот механизм может не совсем сработать и тогда чиновники вовсе свернут нововведение. А крестьянину много не надо, ему бы сейчас получить кредит в банке, а там жизнь покажет


