Дырка от бублика

Вторник, 20 октября 2009, 18:30

Рекордный урожай в 4 млн тонн зерна намерена собрать в нынешнем году Саратовская область. Однако настроение у крестьян непраздничное

В прошлом году мы жаловались на низкие закупочные цены, а теперь просто в шоке. Многие хозяйства на грани банкротства. Матушка-природа нас одарила, а мы ее богатство не используем, рассказывает председатель областной фермерской ассоциации "Возрождение" Вячеслав Телегин.

В Саратовской области соберут, по крайней мере, на полмиллиона тонн больше, чем в прошлом году. А закупочная цена на продовольственную пшеницу упала на 40-50%, на фуражную в 1,5 раза, на рожь в 2 раза. Доходит до того, что производителям предлагают сдавать рожь по 400 рублей за тонну, и то под реализацию. "По закону у нас рынок, а по электричеству, топливу, транспорту диктат", говорит Владимир Одиноков. С 8 июля железная дорога подняла тариф на грузоперевозки второй раз за этот год. Перекупщики немедленно списали это удорожание с закупочной цены.

В прошлом году 1 тонну дизельного топлива можно было купить за 5 тонн зерна. В нынешнем году-за 8-10 тонн. С весны "льготная" солярка для сельхозпроизводителей подорожала с 4 до 6,5 руб за кг.

Многие наши клиенты вообще отказываются брать зерно, все переработчики до сентября загружены еще прошлогодним урожаем, рассказывает Вячеслав Телегин. Всех это устраивает. Переработчики сделают запасы по бросовым ценам. Горожане не будут волноваться, так как хлеб не подорожает. А на деревенских можно наплевать?

В демпинговой игре крестьяне подозревают сговорившихся чиновников и перекупщиков. "Мы зажаты в тиски нужно сеять рожь, запасать ГСМ, ремонтировать технику, вот и приходится продавать зерно по бросовым ценам", поясняет председатель ассоциации фермерских хозяйств Петровского района Владимир Спирин.

Самые высокие цены на зерно формируются в феврале марте. Но не все имеют возможность так долго хранить урожай. На бывших государственных элеваторах берут 4% за приемку и сушку зерна, еще 2% за сорность, еще немного за доработку, слегка обманут на весах, итого теряется десятая часть урожая. Фантазия владельцев элеваторов не ограничивается ничем, так как в 90% районов альтернативы им нет.

В нынешнем году Зерновой союз России предложил правительству помочь вывезти хлеб на экспорт. В Саратове эту инициативу сразу поддержали некоторые местные хозяйства умудрялись продавать зерно в Арабские Эмираты даже в засушливом 1998 году.

Энергию, которую сегодня чиновники направляют на надзор за уборкой, надо тратить на поиск покупателей. В России перепроизводство зерна, без выхода на зарубежные рынки проблем не решить, считает Телегин. По советским еще расчетам, чтобы обеспечить одного человека хлебом, мясом и молоком на год, нужна одна тонна зерна. Значит, в нынешнем году Саратовская область может смело продать за границу половину урожая.

Однако замминистра сельского хозяйства Саратовской области Александр Несмысленов утверждает, что "ни о каком кризисе перепроизводства говорить не приходится". О возможных экспортерах в областном министерстве говорят как о предателях.

Многие проблемы решила бы собственная переработка. Правда, мельничный комплекс стоит сегодня 12 млн руб. Саратовский фермер со средним наделом 194 га этого себе позволить не может.

Тем временем сельчане решают свои проблемы по собственным рецептам. "Пока все в амбары везем, продаем по минимуму, на текущие нужды, рассказывает фермер Владимир Одиноков. У меня девчонки лазают по Интернету, но нормальных цен по всей России не нашли".

Выдавить ненавистных перекупщиков фермеры пытаются с помощью кооперативов. Сами собирают крупные партии зерна и ищут солидных клиентов. Это позволяет поднять цену рублей на 200-300 при условии, что кооператив нашел три пять крупных покупателей.

Чтобы аграрный рынок работал, должны присутствовать все рыночные инструменты, говорит Несмысленов. В первую очередь кредитование, учитывающее специфику отрасли: цикличность производства и громадные единовременные вложения. В прошлом году мы прекрасно использовали федеральную программу субсидирования кредитной ставки. В нынешнем ее обемы надо было увеличить в разы! Но этого нет. Во-вторых, лизинг. Условия федерального лизинга сегодня совершенно неприемлемы в пересчете на банковскую ставку надо платить 50% годовых. Дешевле взять обычный кредит в банке.

Нас бьют по рукам: чем лучше работаем, тем меньше получаем, говорит Телегин. -Поэтому и нет массового движения земли нет выгоды здесь работать. Пусть у меня рентабельность 200%, но оборот раз в год.

Может, таким способом нас заставляют бросить землю? недоумевает Владимир Одиноков. Стоило ли городить такой огород с законом о земле, если за сельхозпродукцию все равно никто не хочет платить?

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля